Методы и средства духовно- нравственного воспитания в современной школе. Духовно нравственное воспитание в школе Духовно-нравственное воспитание детей в школе

Статья "Духовно-нравственное воспитание в сельской школе"

Описание работы: В статье обобщен опыт духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время.

Реализация программы «Возвращение к истокам».

Третий маршрут «Животворящие святыни». В храме р.п. Вознесенское приложились
к мощам святителя Николая.Побывали на могилке Суворовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Совершили экскурсию в Дивеево.
Библиотекарь Рыжова М. Я. показала нам фильм о Животворящем Кресте Господнем, о чудесах, им совершенных.
Детям очень запомнились и понравились эти двенадцать ярких летних дня, наполненных путешествиями, исследованиями, маленькими и большими открытиями. Большинство из них хотели бы еще раз принять участие в православно-краеведческой смене.
Основная цель моей работы - воспитание нравственных ценностей у детей и, как мне кажется, я её добилась, пусть не в той мере, в какой хотелось бы, но добилась, а результаты налицо: дети добрые, воспитанные, умеют заботиться о младших, уважают старших, способные, любознательные, неравнодушные.
И еще о наболевшем - очень хочется вернуть учителя на пьедестал славы, восстановить уважительное отношение. Всеми фибрами своей души я надеюсь, что авторитет учителя будет занимать достойное место. Ведь от нас во многом зависит, какой будет наша Россия в будущем.
В заключение хочется рассказать красивую сказку:
Это было очень давно. В одном селе на Украине девушки и женщины решили показать свое мастерство. Договорились, что в воскресенье все придут на сельскую площадь, и каждая принесет самое лучшее, что она сделала своими руками: вышитый рушник, кружева, полотно, скатерть, одежду. В назначенный день все девушки и женщины пришли на площадь. Принесли множество изумительных вещей. У стариков и старух, которым общество поручило назвать самых искусных мастериц, глаза разбежались: так много было талантливых женщин и девушек. Жены и дочери богачей принесли вышитые золотом и серебром шелковые покрывала, тонкие кружевные занавески, на которых были вывязаны удивительные птицы.
Но победительницей стала жена бедняка Марина. Она не принесла ни вышитого рушника, ни кружев, хотя все это прекрасно умела делать. Она привела пятилетнего сына Петруся, а Петрусь принес жаворонка, которого он сам вырезал из дерева. Приложил Петрусь жаворонка к губам – запела, защебетала птичка, как живая. Все стояли на площади, не шелохнувшись, всех очаровала песня, и вдруг в голубом небе запел настоящий, живой жаворонок, привлеченный пением с земли.
“Тот, кто творит умного и доброго человека, – самый искусный мастер”, – таково было решение стариков.

И хочу закончить статью моим педагогическим кредо:
Душа ребёнка – пламенный сосуд,
Прозрачны стены, совершенны формы
Но от того, чем мы его наполним
Зависит будущего человека суть.

кандидат педагогических наук
зав. лабораторией интеграции общего и дополнительного образования Федерального института развития образования (ФИРО) Минобрнауки РФ

Федосова Н.А.,
кандидат педагогических наук
Москва

Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины . И весь учебно-воспитательный процесс в начальной школе соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность .

Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые постоянно встречались в этот период. И, которые, к сожалению, реже слышишь сейчас. Так как они у нас ассоциируются у нас с нашим недалеким прошлым.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла ; милосердие как милость в сердце; благодать , которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.

Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

А ведь только … Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки

Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине .

Многие видят выход из создавшегося положения в духовности как полноте бытия. И в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.

Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни.

Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.

Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание младших школьников. На сегодняшний день, духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

Образовавшийся духовный вакуум заставляет начальную школу искать пути совершенствования образовательного процесса.

В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены факультативные курсы Введение в Народоведение, Введение в историю и др.

Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся:

Большинство из нас, а это семья, школа, методисты оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы. Сделать, научить родителей, методистов общедидактическими методами быть духовными нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения.

Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей;

Содержание школьного образования, стараясь остаться светским, вводит фрагментарно сюжеты православной жизни. Они, скорее всего, знакомят учеников с историй культуры своего народа, но не формируют отношения. Эти же знания требуют эмоционального подкрепления. Введение курса, в основе которого лежал бы социокультурный системный подход, требует выделения дополнительного времени, что невозможно при сегодняшних стандартах образования. Если даже такое время и будет за счет регионального (школьного) компонента, то полноценное духовно-нравственное воспитание за счет определенного количества времени получить невозможно. Необходимо обновление интеграция всего содержания начального образования направленного как говорил Н.М.Карамзин «для сердца и разума». На основе социокультурного и культурологического подходов;

Введение в содержание образования материала, связанного с традициями культурной жизни народа, перенасыщено непонятной для учащихся. Это только оттолкнет детей от желания постичь свои истоки. Достаточность и доступность, обязательные дидактические принципы обучения должны присутствовать в каждом учебно-методическом пособии;

Многонациональность страны и ее вероисповеданий (что не так ярко было выражено в дореволюционной России), требует выделения для изучения основ духовно-нравственного

воспитания в школе общечеловеческих ценностей с их

индивидуальными вероисповеданиями (общие праздники,

радость, горе и др.). И в тоже время каждый проживающий на

Государства Российского.

Для того чтобы реализовать приоритет духовно-нравственного воспитания, необходимо соблюдать закономерности целостного образовательного процесса, а это предъявляет определенный требования к структуре образовательных учреждений и методам их воздействия. Если не

принимать меры радикального изменения, сложившейся ситуации, то ожидать положительных результатов не приходится.

Предпринимая попытки создания целостного, дидактически выверенного содержания, необходимо постепенно, в соответствии с возрастным особенностям детей, начиная с младшего школьного возраста, осуществлять идеи развития личности:

Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

- поощрять самовыражение и уверенность в себе;

- введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;

- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

Главная > Документ

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

Шевченко Л.И.,

заместитель директора

МОУ «Краснояружская СОШ№2»

Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее!

Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий,

растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих

самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому

причина -неправильное воспитание, дающее молодым людям

неправильный взгляд на себя и на жизнь.
Игнатий Брянчанинов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, нравственными, эстетическими Значимость нравственно воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Нравственное воспитание – это, по сути, основа всей многогранной системы воспитания подрастающего поколения. Воспитывая ребенка нравственно, мы стремимся так воздействовать на его личность, чтобы в нем пробуждалась нравственная активность, им усваивались моральные нормы, сам ребенок вырабатывал жизненные позиции и руководствовался ими в отношении к действительности, к Родине, к труду, к людям, к своим обязанностям и к самому себе. Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду; в школе оно приобретает еще большую систематичность и целенаправленность.. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Семья – ребёнок – школа –социум -нравственность – вот цепочка, интересующая нас. Работа по духовно-нравственному воспитанию в образовательном учреждении ведется в следующих направлениях: -с учащимися -с родителями -с педагогами Работая в данном направлениис учащимися, педагогический коллектив ставит следующие задачи: - помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни; - научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу; - создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей; - поощрять самовыражение и уверенность в себе; - введение в содержание образования изучение истории религии народов мира; - сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие. Виды и формы воспитывающей деятельности:

    классные собрания; классные часы:
    Лекция; Беседа; Часы общения; Ролевые игры; Диспуты; Урок творчества.
Учащиеся являются активными участниками всех школьных и районных мероприятий: день православной книги,творческий конкурс «Святые Заступники Руси»,конкурс рисунков «Мой Бог»,выставки декоративно-прикладного творчества «Божий мир», конкурс исследовательских работ,а также олимпиады по предмету православная культура. Решению поставленных задач образовательному учреждению помогает сетевое взаимодействие с социальными партнерами: школа искусств, центр народного творчества, музей,центр дополнительного образования,станция юннатов,центральная и детская библиотека …. Семья – это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми. Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы – основы всего этого закладываются в семье. Взаимодействие школы и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.Формы работы с родителями:
    анкетирование беседа консультации родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Родители составляют первую общественную среду ребёнка.Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека..В даннром вопросе –вопросе воспитания ниших детей нравственными школа не снимает с себя ответственности и ведет целенаправленную работу в данном направлении, но только совместно с родителями, с их помощью мы сможем достичь определенных результатов- воспитать наших детей нравственно. Становление личности членов педагогического коллектива пришлось на времена коммунистической морали,поэтому многим педагогам в силу своих аттеистических взглядов приходится перестраиваться и поменять свое мировозрение. Для реализации данного направления работы педагоги повышают уровень своего самообразования и саморазвития: посещаяют библиотеки, храмы,святые места Белогорья,встречи с настоятетями Храма,мероприятия различного уровня. Работа по формированию духовно –нравственного развития ведется не только на уровне образовательного учреждения,но и на уровне района. В районе традиционными стали проведение таких мероприятий: -Рождество Христово -Крещение Господне -День славянской писменности -Пасхальная радость -День матери День пожилых людей -День молодежи и студента -Престольный праздник «Косьмы и Домиана» -Мир детства -День призывника -День Защитника отечества - Женский день – 8 марта Нравственный облик ребенка зависит от того, будут ли повседневные его отношения с окружающими складываться на основе уважения, доброжелательности, умения входить в положение другого человека, товарищеской помощи или же на основе зависти, тщеславия, желания добиваться своих целей любой ценой. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Духовно-нравственное воспитание в школе

Мавлиева М.Х. – зам.директора по УВР МОБУ ООШ д.Кудашево муниципального района

Бураевский район Республики Башкортостан

«Родной край, его история – основа,

на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» .

Д .С. Лихачев .

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…”

Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. Социальная значимость воспитания духовных ценностей детей обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.

Отталкиваясь от общественных, нравственных и духовных ценностей, главной своей задачей наша школа определила воспитание у детей стремления находиться в непрерывном диалоге с культурой, искусством, формирование желания осваивать новое.

Решению обозначенных задач не в состоянии помочь разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по духовно-нравственному оздоровлению и духовно-нравственной профилактике.

Именно поэтому одним из направлений воспитательной работы нашей школы является духовно-нравственное воспитание.

Главными задачами нашей работы являются:

- формирование духовно-нравственной личности;

Развитие творческих способностей;

Сохранение и укрепление национальных традиций.

Задача учителей заключается не только в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников духовно-нравственные качества, воспитать патриотизм, развивать творческое мышление, познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться различными источниками информации, ориентироваться в событиях сегодняшнего дня.

Несомненно, важное место в воспитании гражданина Башкортостана принадлежит урокам. В содержание учебного материала заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал. Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Республики Башкортостан, Российской Федерации.

В школе созданы условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование и внеклассную работу. Работа по духовно-нравственному воспитанию в МОБУ ООШ д.Кудашево организована по следующим направлениям:

Организация работы на основе местного материала:

За много лет работы у нас сложились богатые традиции. Ежегодно мы проводим большие праздники «Шежере», «Кудашевские звёздочки», фольклорные праздники. Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа. Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей и это способствует формированию единого школьного коллектива.

В школе проводятся занятия дополнительного образования по “Шежере”, руководитель Ахмерова Ф.Г. Целями и задачами этих занятий являются: сохранение преемственности поколений, урепление семейных и семейно-родственных связей, изучение истории своего рода, народа, родного края, усиление его роли в эстетическом, нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения, привитие любви и уважения к родному языку, к своим истокам. В этом учебном году ученица 7 класса Набиуллина Эльвина стала призёром районной научно – практической конференции “Шежере: история рода, история народа”. Изучение истории топонимики родного края, встреча со старейшинами деревни, фотографирование местностей – вот главные этапы работы “Төйәгем тарихын – ташка”.

Историко-краеведческая деятельность:

Исследовательская работа;

Работа школьного музея;

Экскурсии по историческим местам района, республики;

Участие в конкурсах.

Огромная роль в нравственном воспитании принадлежит краеведению. Это самая доступная сфера творческой деятельности ученика и учителя. Край, в котором мы живем, рассматривается от нашего села до всей страны. Ежегодно обучающиеся нашей школы становятся победителями и призёрами конкурса сочинений, творческих работ, посвященных знанию родного края. В этом учебном году ученица 9 класса Таипова Лилия стала победителем на районном конкурсе сочинений «Пою мою Республику» по татарскому языку. На районном конкурсе чтецов, посвященном Дню РБ ученица 1 класса Гиндуллина Альмира стала победителем в номинации «Стремление к победе», а Файзуллина Ильнара из 4 класса – призер конкурса фотографий «Золотая осень».

Каждый учитель использует краеведческий материал с целью воспитания любви к родному краю, чувства гордости за своих трудолюбивых односельчан и бережного отношения к его богатству. Наша деревня несколько лет подряд участвовала в конкурсе “Трезвое село”, молодых семей, которые нашли своё счастье в родной деревне, много.

Регулярно проводятся экологические мероприятия: вечера, классные часы, субботники.


Художественно-эстетическая деятельность:

По духовно-нравственной, патриотической и гражданской тематике в школе за истекший период проводились различные творческие конкурсы. Цель – воспитание эстетических, гражданских, патриотических, нравственных чувств у учащихся.

Выставки детских рисунков и поделок - традиционная и интересная форма работы. Здесь раскрывается душа каждого ребёнка, их чистые помыслы и искренние мечты.

Музыкальные конкурсы – тоже примета нашей школы: конкурс военной песни, авторской песни, литературно-музыкальные композиции, посвященные писателям и поэтам, музыкантам и исполнителям.

Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Участие школьников в разнообразных спортивных соревнованиях – один из способов профилактики наркомании, правонарушений.

Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. В прошлом учебном году наша школа в конкурсе на лучшую организацию антинаркотической профилактической работы стала победителем, а в конкурсе агитбригад команда нашей школы стала победителем в номинации “За лучшую пропаганду ЗОЖ”.

Духовно-нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Необходимо воспитывать, начиная с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства.

Учащиеся нашей школы активно участвуют в мероприятиях, посвященных государственным праздникам: Дню Республики Башкортостан, Дню защитника Отечества, Дню Победы, историческим датам. Участие в таких конкурсах заставляет школьников задуматься о своей Родине, воспитывает патриотизм, активную жизненную позицию. Ребята чувствуют свою сопричастность к жизни района, республики и страны.

Есть учащиеся, которые с большим интересом участвуют на научно-практических конференциях и добиваются больших успехов. Например, ученица нашей школы Хазиханова Эльвина участвовала на республиканском конкурсе исследовательских работ учащихся , посвященном 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года “Недаром помнит вся Россия” и показала лучший результат (руководитель Валиева Т.В.) . А в этом учебном году она была приглашена для участия в заключительном этапе Всероссийских краеведческих чтений юных краеведов-туристов и награждения победителей в г. Москву.


Такой результат – большая честь и предмет гордости для коллектива педагогов и учащихся школы и огромный стимул работать в этом направлении ещё активнее и качественнее.

Большую часть времени мы отводим работе с родителями. Просвещение семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождение традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российско-духовных и культурно-исторических традиций – важнейшее направление деятельности школы.

Родители - участники всех событий и мероприятий, проводимых в школе. В рамках работы с родителями проводятся ежемесячные беседы, индивидуальные консультации. Стараемся формировать у учащихся нравственное отношение к близким людям, к родителям, умение ценить людей, свою семью. Например, в этом учебном году ко Дню Матери дети подготовили свои сочинения, где выражали свою любовь и благодарность, выражали свои искренние чувства и на рисунках.

Классные часы, беседы, диспуты, конференции считаем основной формой воспитательной работы вообще и нравственного воспитания в частности. Циклы классных часов, бесед по нравственной тематике различны.

В начальной школе предлагаются темы:

«Добро. Добродетель. Милосердие»,«Правдивый ли ты?»,«Любовь к близким», «Законы дружбы»,«Твое отношение к труду»,«Культура общения» и т.д.

(Используются формы: устный журнал, практикумы, игры, проигрывание ситуаций).

В пятом классе:

«Человеческая личность и её качества», «Направленность человеческой личности: интересы, взгляды, убеждения», «Черты нравственного человека: доброта, честность, совестливость, благородство, порядочность, полезность деяний» и др.

В шестом классе:

«Нравственное воспитание». Основные понятия нравственности: добро, зло, честь, верность, долг, ответственность, милосердие, стыд, совесть, счастье.

В седьмом классе:

«Научи себя учиться» , “Делат ь добро спешите”, “Роскошь человеческого общения”.

В восьмом классе:

«Отношения мальчиков и девочек: девичья честь и мужское

достоинство. Любовь и дружба», «Самооценка своих нравственных качеств», «Управляй собой: эмоциями, состоянием».

В девятом классе:

«Могу, хочу, надо», «Мир духовности», «Человек и судьба» , «Жизненные пути», «Путь к счастью в личной жизни», «Подготовка к трудовой деятельности».

Здесь используются такие формы как тестирование, самоанализ, занимательный аутотренинг, проигрывание ситуаций, ролевые игры, сочинения по нравственной тематике, обсуждение просмотренных спектаклей и проведенных экскурсий, анкетирование.

Работа школы, проводимая в данном направлении, на наш взгляд, способствует формированию основ духовной культуры личности школьника, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека как гражданина. Все это оказывает положительное влияние на духовно-нравственное воспитание наших детей.

Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Думается, что система нравственного развития личности учащегося нашей школы принесет свои плоды.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.