Лимончик и Микроб, или зачем мыть руки. Сказочка о чистюле и грязнуле Придумать историю про мальчика грязнулю и зеркало

Сказка "Случай с Митей"

Боднар Светлана Викторовна, воспитатель ГДОУ гимназия №1551, г. Москвы.
Назначение: сказка для детей дошкольного возраста о гигиене.
Цель: воспитание культурно-гигиенических навыков.
Задачи:
1 Формировать понятие о необходимости самостоятельно мыть руки перед едой, по мере загрязнения.
2 Научит детей правильно мыть руки: пользоваться мылом, насухо вытирать, использовать личное полотенце.

Эта история произошла в небольшом городке, с названием Солнечный. Но эта поучительная история могла произойти и в вашем городе. И возможно, что вы знакомы с мальчиком - грязнулей, который очень похож на нашего Митю.
Жили-были брат и сестра: Лиза и Митя. Лиза была старшая сестра и уже даже ходила в школу, так что ей очень часто приходилось смотреть за братом, всему его учить, потому что он был ещё маленький и очень не послушный.
Наступили тёплые летние дни и Лиза с Митей, как обычно поехали на дачу к бабушке Марии Ивановне. Ребятам очень хорошо жилось у бабушки, они помогали ухаживать ей за садом и огородом, научились поливать грядки, подметать дорожки.
И вот однажды тёплым солнечным днём, когда стояла ясная погода, и бескрайнее синее небо простиралось над головой. Трава была усеяна цветочными огоньками летних цветов – маков, колокольчиков, клевера, ромашки, ноготков. А над ними порхали бабочки и жужжали всякие букашки. В саду у бабушки поспели вишни, большие красные ягоды клубники клонились низко к земле. Цепкие колючие ветви малины были сплошь усеяны сладкими алыми ягодами.
В этот день и приключилась эта история. Утром бабушка, как обычно отправила Лизу и Митю умываться и мыть руки перед завтраком. Но Митя не любил мыть руки, и поэтому говорил что мыл, а на самом деле только размазывал грязь на руках. . Лиза это заметила.
- Митя, если ты не будешь мыть руки, микробы могут на тебя напасть и утащить в королевство Грязи! – пугала Лиза Митю.
- Я никого не боюсь! Я ничего не боюсь! – кричал Митя.
Да к тому же у Мити была скверная привычка: задумавшись, он тащил в рот самые несъедобные вещи – то сосал палку, то грыз кончик карандаша, то облизывал любимую игрушку.
- Давайте испечём малиновый пирог – предложила бабушка.
- Давай! – радостно согласились ребята.
Ягоды они собирали очень аккуратно, ни одной не помяли, не раздавили. Только вот Митя не удержался: когда бабушка и Лиза отворачивались, он быстро клал ягоды
корзину, а в рот. Да к тому же собирая ягоды Митя нашёл маленький кругляшёк, как гладкий камешек, но с интересным завитком. Повертел он его в руках, пощупал, а
потом сунул в рот. И сразу почувствовал, как что-то тихонько щекочет его язык. Он выплюнул кругляшёк и с ужасом увидел, что из завитка высунулись маленькие шевелящиеся рожки. Это была улитка!
Как обычно, не помыв руки, Митя пообедал и пошёл играть в свои любимые игрушки, а Лиза и бабушка ушли печь пирог. И вдруг Митя почувствовал себя плохо, у него заболел живот. Он сел на свой любимый диванчик и почувствовал, что голова стала тяжелой, а тело легким невесомым. Все закружилось, завертелось. Митя закрыл глаза и уснул. Рядом что-то шуршало и повизгивало. Митя с опаской открыл глаза. Рядом никого не было, но ощущение чьего-то присутствия не пропадало.
- Показалось, - подумал мальчик и встряхнул головой. От страха пересохло в горле, захотелось пить.
Мальчик на негнущихся ногах поплелся к холодильнику. В зеркальном отражении дверцы на Митю смотрело лохматое грязное чудище. Митя не поверил своим глазам. От страха по спине пробежала легкая дрожь.
-Это не может быть мое отражение! Это не я! Ужас сковал мальчика, по черному лицу потекли слезы,оставляя светлые следы-дорожки.
-Хи-хи-хи! – раздался шипящий смешок из-за холодильника.
- Кто здесь? – испугался Митя и стал озираться по сторонам. Большими черными глазами на него смотрели и улыбались два противных микроба. Митя вздрогнул и зарыдал во весь голос.
- Успокойся Митя, не плач! Мы твои друзья! Мы пришли за тобой!
-Вы не мои друзья! Вы страшные, грязные, ужасные!
-Ты такой же, как и мы! - протягивая страшные щупальца к Мите, прошипели микробы.
Митя подошёл к зеркалу, глянул на себя и обомлел. Он превратился в страшного микроба.
–Ааааа!- закричал мальчик! Никогда! НЕ ХОЧУ!
-Успокойся. Что случилось?- услышал Митя знакомый нежный голос. Он лежал на своем диване, а рядом сидела Мария Ивановна и Лиза. Микробов в комнате не было. Это был только страшный сон! Мария Ивановна нежно обняла Митю.
-Как ты себя чувствуешь?
Страх прошел, а живот - нет. Резкая боль скрутила Митю.
- Какое огорчение, какое огорчение, - разочарованно протянула Мария Ивановна, - ребёнок заболел!
- Придётся позвать доктора, - вздохнула бабушка.
Вечером пришёл доктор Андрей Петрович, друг Марии Ивановны. Он стал, как всегда, смотреть горло, щупать живот.
- Наклонитесь ко мне, я что-то скажу вам на ушко,- прошептал Митя. И рассказал о своих страхах.
- Ну, ты и выдумщик! – рассмеялся Андрей Петрович. – Можешь мне поверить, что никакой улитки у тебя в животе нет и на микроба ты не похож. А вот глисты у тебя, дружок, завелись…
- Это кто такие? – испуганно спросил Митя.
- Это маленькие червячки, которые живут в кишечнике человека. Принеприятные, скажу я тебе.
- Червяка я в рот не брал! – воскликнул Митя.
- Но руки ведь ты не мыл и всякие грязные вещи в рот берёшь? А на них такие крохотные, невидимые яички этих червяков и микробы. Вот их-то ты и наглотался. Плохо, конечно. Но не расстраивайся. Начнём тебя лечить, и всё будет хорошо. Только ты, пожалуйста, почаще мой руки и не тащи все под ряд в рот. Договорились?
- А я научу Митю правильно мыть руки! – сказала Лиза.
Митя побежал к умывальнику и стал крутить краны.
- Не спеши, - сказала Лиза. – Посмотри - как, делаю я.
Лиза расстегнула пуговицы на манжетах и аккуратно завернула рукава выше локтей. Митя сделал тоже самое. Правда, немного повозился с пуговицами и, чтобы не отстать, быстро схватился за мыло.
- Митя, - сказала Лиза. – В сухие руки мыло не берут. Надо намочить их сначала. А струйку ты делай не очень тоненькую, а то воды будет мало, и не очень толстую, а то забрызгаешься. Понял? Митя кивнул головой.
Когда пены получилось много, Митя положил мыло в мыльницу и сунул руки под кран.
- А помыть забыл! – засмеялась Лиза.
И показала, как моют намыленные руки.
- Надо, чтобы они перекатывались друг по дружке, как санки на снежной горке: то правая съезжает с левой, то левая с правой. А потом надо сложить ладошку к ладошке и потереть. После этого ополоснуть, отряхнуть и вытирать.
- Нужно взять своё полотенце – сказала Лиза. – И не комкать в руках, как это делаешь ты, иначе оно сделается мятым, некрасивым, а руки останутся мокрыми.
- Бери расправленное полотенце в одну руку и вытирай другую, каждый пальчик отдельно. По всем десяти пальчикам прошлось полотенце!
Вот так Митя научился мыть руки, и больше никогда не садился за стол с немытыми руками. И никакие микробы ему были не страшны!
А ты умеешь мыть руки? Обязательно научись!

Вы знаете, кто такая «неряха»? Конечно же, это знают все. Нет, на лбу у неё не написано, что именно она неряха. Но люди каким-то образом догадываются об этом. Кому-то быть неряхой совсем не трудно; кто-то неряшливость не переносит вообще. А кое-какие неряхи попадают в сказку…

Сказка «Настоящие неряхи»

Жили-были девочки Катя Ухова и Маша Носова.

— А давай неряхами будем, — сказала как-то Катя.

— Давай, — поддержала её Маша.

И стали они неряхами. У Кати на книжных полках семечки и всякая мелочевка валяется, а у Маши – тряпки и огрызки от яблок. У Кати в комнате на столе посуда грязная стоит, а у Маши – одежда и чехлы для велосипеда пристроились.

Вот идут как-то две кумушки-неряхи из школы домой, а за ними бежит кто-то тихонечко.

— Идите помедленнее, я не успеваю за вами, — сказало смешное существо.

— А ты кто? – спросили Катя и Маша.

— Я – самый Великий разбрасыватель вещей в мире, я помогу вам стать Настоящими Неряхами. Я раскидаю всё так, что и господин Порядок вам не поможет.

Девочки посмотрели на смешное существо с интересом. Наконец-то они нашли единомышленника. Он не только не будет ругать их за беспорядок, но ещё и поможет раскидать всё лучше.

Первым делом девочки и Великий разбрасыватель отправились домой к Кате. Нужно было основательно расшвырять всё там.

Но что это?

В комнате Кати царил образцовый порядок. Вокруг всё сияло и сверкало. От блеска Великий разбрасыватель даже зажмурился. Он не ожидал такого.

Каким образом нарисовался такой порядок в комнате Кати?

Оказывается, что в отсутствие внучки бабушка вызвала на дом господина под именем Порядок. Он явился со своими слугами. Они быстро навели порядок в доме. Конечно, бабушка и сама могла бы прибраться в Катиной комнате. Но на это ушло бы много времени.

Девочки и Великий разбрасыватель застыли в недоумении. На страже порядка стояли люди со щетками, тряпками, ведрами, вениками, совочками.

Великий разбрасыватель сразу засобирался домой. Он не любил большое общество. Ему нравилось работать потихонечку, постепенно. Разбрасываешь вещи в своё удовольствие, и никто этого как будто бы не замечает!

Великого разбрасывателя никто не задерживал. Он нахлобучил шапку и испарился.

А что же Катя и Маша?

Да где им, двум девчонкам, устоять против сил Чистоты и Аккуратности? Конечно же, придётся исправляться.

Господин Порядок провёл с девочками беседу. А потом попросил каждую сочинить маленькую сказку про неряху.

После сказок мнение девочек про нерях изменилось…

Вопросы и задания к сказке

В чем проявлялась неряшливость Кати и Маши?

Кто решил помочь девочкам стать Настоящими Неряхами?

Кто помешал Кате, Маше и Великому разбрасывателю раскидать вещи в Катиной комнате?

Кто провел беседу с девочками по поводу порядка?

Какие пословицы и известные выражения подходят к сказке?

С неряхой поведешься, от неё и наберешься.
Неряшливый и нерадивый о трудолюбии не беседуют.

Главный смысл сказки состоит в том, что с неряшливостью надо бороться, с ней не стоит мириться. Неряшливость может привести к серьёзным проблемам в будущем. У неряшливости нет добрых корней. Сегодня просто неряха – а завтра человек, которому серьёзное дело доверить нельзя.

Лимончик — очень активный желтый бегемотик, как все дети 4-5 лет. Он любит прыгать, лазать и трогать на улице все-все! И камешек подберет, и в лужу руки окунет, и листок на дереве сорвет. А однажды поймал лягушку и принес ее показать маме. Мама, конечно, испугалась и чуть на стул не запрыгнула. Хотя лягушка была добрая и смешная.

После каждой прогулки мама настаивала на том, что Лимончик должен помыть руки. Не просто сполоснуть их водой, как он часто делал, а взять мыло, хорошенько намылить свои ладошки, потереть каждый пальчик, и только потом смыть пену. Мама говорила, что мыло убивает все бактерии. И болезни Лимончику будут не страшны. Мытье рук очень раздражало бегемотика. Ладоши выглядели абсолютно чистыми. Какие такие микробы? Что мама придумывает?

И вот однажды Лимончик маму обманул. Он не мыл руки. Вот совсем. Заходил в ванную комнату, включал воду, потом выключал и выходил. Бегемотик все ждал, когда же вредные микробы и бактерии нападут на него. Все было спокойно. Прошла неделя, потом вторая. Мама ничего не замечала, а Лимончик радовался.

Вечером Лимончик как всегда лег спать. Ночью ему приснился Микроб. Он громко смеялся и потирал свои грязные руки. Лимончик даже не думал, что у микробов тоже есть руки. Но Микроб хлопал в зеленые ладоши и звал бактерии посмотреть на желтого бегемотика, который не моет руки. Микроб и его подружки бактерии сели на кровать к Лимончику и рассказывали, как теперь им хорошо живется в животе бегемотика.

Утром у малыша заболел живот. Мама переживала и все удивлялась, что же произошло. К вечеру поднялась температура. Было совсем нехорошо. Бегемотик ничего не мог есть, его рвало и не было сил даже выпить воды. Мама вызвала скорую помощь. Врачи сделали укол, и Лимончик наконец уснул. Теперь Микроб был не один. Он привел к бегемотику всю свою семью: страшных зубастых микробов, которые становились все больше и злее. Все трогали животик маленького бегемота и противно хохотали. Лимончик расплакался и проснулся.

Он рассказал маме о страшных микробах, которые приходят к нему. И о том, как он ее обманывал. Стыдно было очень, но живот болел сильно и микробы пугали.

Мама развела в стакане лекарство и сказала:

— Когда Микроб придет в гости и сядет на кровать, дай ему выпить это лекарство. Если ты уговоришь его, он больше не будет к тебе возвращаться. А еще обязательно расскажи, что ты подружился с мылом.

Лимончик снова уснул. Микроб явился очень быстро. Он как-то даже подрос и стал еще противнее. А на голове у него выросли небольшие рожки. И тоже были грязные и зеленые.

— Я приготовил тебе вкусный лимонад. Почти как Кока-Кола, — сказал Лимончик.

— А что это ты такой добренький и не плачешь? — удивился Микроб.

— Просто решил угостить тебя, раз ты все равно приходишь ко мне каждую ночь.

Микроб взял стакан, понюхал, покрутил и выпил. Что тут началось! Микроб кричал, ругался, надулся как шарик и лопнул. Все его родственники и друзья испугались и начали выпрыгивать через окна и убегать в дверь.

— И не забудьте, мой лучший друг теперь — мыло!

Лимончик проснулся. Комната была пуста. И живот перестал болеть. И температура больше не поднималась. Бегемотик почувствовал, что проголодался и радостно прибежал к маме на кухню.

— Мама, они все убежали.

— Прекрасно, — улыбнулась мама, — думаю, мне больше не надо будет напоминать тебе о мыле?

С того дня Лимончик после улицы всегда тщательно мыл руки. Он очень хорошо запомнил как болел живот, какой неприятный укол и какие страшные и противные микробы и бактерии.

А вы моете руки после улицы?

(С) Яна Горбунова

Редактор: Ангелина Мельник

Сказка про Витю-грязнулю

В одном городе, в высоком красивом доме жил да был мальчик Витя. Он был почти совсем взрослый и ходил в детский сад. Витя уже умел считать до пяти и знал букву «А». В общем, очень хороший и умный мальчик. Он всегда слушался маму, убирал игрушки на место, хорошо кушал и не залезал в лужи, чтобы не промочить ножки и не простудиться. И только одно важное дело было Вите не по душе – не любил он умываться.

Как только утром мама его будила, он закрывался в ванной, включал воду и сидел на бортике. Потом выходил и радостно говорил:

Я умылся и почистил зубки!

Витины руки становились все грязнее, а лицо все более чумазым. Однажды он как обычно закрылся в ванной и повернул краники, но вода почему-то не пошла. Витя очень удивился и постучал по крану.

Эй, - раздалось вдруг оттуда. – Чего гремишь, не видишь – я застрял. Погоди, сейчас вылезу.

Витя ужасно удивился и заглянул в дырочку. Но там было темно, и он ничего не увидел.

Ты кто? – осторожно спросил Витя.

Но в кране что-то шуршало, бормотало и шкрябало. Никто ему не ответил. Наконец, показались крохотные черные ботиночки.

Ой, - наклонился Витя поближе, чтобы разглядеть это чудо. – Ты что, гном?

Из крана уже торчали две крохотные ножки, потом появилась курточка, а потом что-то спрыгнуло на дно раковины.

Привет! – пискнуло это что-то. – Я не гном. Я – Немытик.

Кто? – удивился Витя.

Ты что, глухой? Я Немытик! Меня так зовут. Мы с тобой братья.

Да? – с сомнением протянул Витя, разглядывая черного человечка. – Но мы же совсем непохожи.

Как это «непохожи»! – воскликнул Немытик. – Ты в зеркало посмотри!

Витя глянул в зеркало и едва не закричал от страха. На него смотрел мальчик с черным лицом и черными зубами. Он посмотрел на свои руки: они тоже были абсолютно черными.

Что со мной случилось? – дрожащим голосом спросил Витя.

Да ничего особенного. Ты же не мылся и не чистил зубы, как и я, вот и почернел! – весело ответил человечек. – Ну-ка, вынь меня отсюда! Мы теперь должны друг другу помогать, потому что никто не любит таких грязных, и никто не хочет с нами дружить.

Не правда! – ответил Витя. – Меня мама любит. А в садике у меня много друзей.

Он выскочил из ванной и прибежал на кухню.

Ой, - испугалась мама. – Кто это?

Это я, Витя!