Технологии социальной работы с беспризорными. Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми Специализированные социальные учреждения для несовершеннолетних

Начало работы должно быть построено на сборе всей доступной информации о детях данной категории. Любая существующая информация будет неоценимой. Может потребоваться информация не только о детях, но и о работающих с ними.. Анализ этой информации был очень полезным в начале работы.

Следующий этап- непосредственное исследование инфраструктуры, создание социального паспорта микрорайона с привлечением небольшого количества работников. Поиск и непосредственное знакомство с детьми, знание их проблем и потребностей на местах, позволит более четко откорректировать цели будущей основной работы, организовать работу с семьями, состоящими на патронажном учете.(см.приложение №2)

· Социальный патронаж- это метод, который предполагает восстановление нарушенных или утраченных связей с семьей, окружением; Это более надежная и эффективная форма вмешательства в конкретную ситуацию несовершеннолетнего,переживающего кризис при сосредоточенности на главном-преодолении имеющихся проблем. Основанием для патронирования служит угроза для жизни или здоровья ребенка в семье. В зависимости от причины, вызывающей критическую для ребенка ситуацию, избираются методы оказания помощи и разрабатываются индивидуальные программы работы, выполнение которых требует не только периодического, но и индивидуального подхода.

Цель патронажа состоит не в том, чтобы вмешиваясь в ситуацию, бесстрастно указывать как поступать, а в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с ребенком, направленное на самопознание, самоуправление собственными отношениями, на поиск внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования.

Наиболее эффективными методами работы с безнадзорными и беспризорными детьми в микрорайоне являются:

Работа в парах “парень-девушка” является оптимальным решением, позволяющим соблюсти баланс между безопасностью работы, с одной стороны, и формированием доверия у ребенка, с другой.

Вечернее время работы способствует попаданию в поле зрения социальных работников наибольшего количества детей, и прежде всего, детей группы риска.

Пунктуальность, стабильность и четкость соблюдения графика обхода территории уличными работниками дает им дополнительные возможности при завоевании доверия у беспризорников.

Добровольцам необходимо стремиться подключать к своей работе детей, на которых можно положиться. Создавать сеть информаторов, которая повысила бы оперативность работы.

Непосредственный контакт с безнадзорными и беспризорными детьми.

Первый контакт с такими детьми может шокировать. Дети могут показаться неприличными, а их действия - угрожающими. Можно столкнуться с откровенной грубостью с их стороны. Они умело используют контакт с сочувствующими людьми, чтобы попытаться приобрести у них что-нибудь существенное - деньги, одежду, продукты или сигареты. Если вы ничего не можете предложить, у вас может возникнуть чувство вины.

На первый контакт с работниками дети, скорее всего, пойдут с недоверием. Одним из вариантов может быть такая форма: Первый контакт обычно не должен быть продолжительным, достаточно 10-15 минут. Прощаясь нужно предупредить ребят, что теперь вы довольно часто в силу своих обязанностей будете здесь появляться (можно указать примерные часы) и надеетесь на их помощь.

В последующих встречах не спешите задавать много вопросов, дети должны привыкнуть к вам, чтобы быть достаточно откровенными с вами. Иногда не вовремя заданный вопрос может перечеркнуть все ваши усилия по сбору необходимой информации.

заполнение списка детей (обычных и группы риска) района. Благодаря этим спискам можно оперативно разыскать интересующего вас ребенка, собрать детей на мероприятие, проследить работу социальных работников и т.д;

ведение списка группировок района. По данным спискам можно реально оценить ситуацию в районе, проведенное уличными работниками мероприятие, разработать комплекс мер по социальной реабилитации криминальных группировок, организовать работу с лидерами группировок и т.д;

заполнение информационных листков (5 в месяц). Из них формируется банк данных по детям данной категории, для которых в дальнейшем разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы;

оформление своего района на карте. Оформленная карта позволяет визуально определить границы района, место расположения и характеристику группировок, досуговых и учебных заведений, особо опасных территорий, органов местной власти. По мере поступления новых данных или изменения прежде собранной информации она систематически обновляется на карте;

Участие в заседаниях КДН.Мы помогаем нашим детям в трудоустройстве, устройстве в вечернюю школу, инициируем судебный процесс по лишению родительских прав и устройстве ребенка в приют, интернат или детский дом, административному наказанию родителей, нарушающих права ребенка и т.д. С другой стороны, КДН заинтересовано в нашей работе,. У КДН появилась возможность более четко представить себе положение детей в районе и, соответственно, повысить эффективность своей работы.

Кроме того можно предложить такие формы работы как телефон доверия, консультирование, анкетирование, социальный патронаж семей, клубная работа, организация семейных встреч и т.д.

Необходимо соблюдать паритет между личными и профессиональными интересами при общении с уличными детьми. Понимание этого момента позволит социальному работнику выработать наиболее эффективные приемы знакомства и общения, которые, с одной стороны, помогут легче входить в мир уличных детей, а с другой, обеспечат безболезненный выход из него. Уровень принятия проблем безнадзорных и беспризорных детей не должен стать причиной возникновения неврозов, вызванных чувством собственного бессилия, но и не должен оставлять работников равнодушными к чужой беде. Нельзя “объять необъятное”. Сама работа будет многого стоить уже потому, что вы смогли помочь одному ребенку.

В решении этого сложного вопроса могут помочь тренинги, направленные на формирование образа социального работника с его жизненными ценностями, приоритетами. Работа с ближайшим окружением ребенка с целью изменения их образа жизни, сложившегося в этом окружении и приведшего к социальной дезадаптации ребёнка.. Тесное сотрудничество со школами, ОППН, органами опеки и попечительства и т.д. с целью реализации индивидуальных программ реабилитации для неблагополучных семей. Инициация в КДН и органах опеки и попечительства дел по семьям, где происходит систематическое нарушение прав детей. Помощь в оформлении документов для изъятия ребенка из неблагополучной среды. Участие в различных мероприятиях для детей микрорайона.

В соответствии с Конв ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет , если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия Сегодня численность детей в российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что составляет около 27% всего населения страны

Основные социальные проблемы детей вызваны, во-первых, их объективным психофизиологическим, интеллект и социальным статусом и, во-вторых , состоянием общества, в котором они живут . Для любого общества характерно существование двух основных систем ограничения жизнедеятельности ребёнка, которые во многом определяют характер и содержание этих проблем.

Прежде всего, это биологическая и физиологическая зависимость ребёнка от родителей, которые приводят к формированию потребностей в пище, уходе, защите, заботе и т.п .

И, наконец, ограниченные возможности и способности ребёнка адекватно реагировать на внешние воздействия и адекватно оценивать собственные действия и поступки. Это

в условиях современного общества дети продолжают оставаться наиболее зависимой, и страдающей и наименее защищённой группой участников любой социальнойкатастрофы (от распада семьи до геноцида). Всё множество социальных проблем , с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы :

1. Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходноговозраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие состороны взрослых и т.п.).2. Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).3. Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).4. Порождённые особенности социально-экономического и социально политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети-беженцы, дети – участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей).

Основные методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:

1. Социально-психологические , направленные на внутренний мир ребёнка и предполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.).

2. Социально-педагогические , дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений (методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).

3. Социально-медицинские , предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.). 4. Социально-правовые , включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с уществующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).

5. Социально-экономические , направленные на решение проблем материального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.п.).

6.Социально-групповые , позволяющие социальному работнику и другим

специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка. Деятельность органов социальной защиты и других специалистов по работе с детьми должна быть направлена на решение следующих основных задач: - задачи по спасению детей , деятельность, направленная на ликвидациюреальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребёнка (оказание необходимой медицинской помощи, пресечение жестокого обращения с ребёнком, эвакуация из района бедствия и т.п.); - задачи по социальному развитию детей, создание необходимых условий для раскрытия и реализации способностей ребёнка, его социальная адаптация и социальная реабилитация в новых условиях жизнедеятельности); - задачи по социальному функционированию детей, создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром (повышение образовательного уровня детей, поддержка детских позитивных инициатив и т.п.)

Выделяют следующие основные категории детей, нуждающихся в социальной защите . 1. Дезадаптированные дети , для которых характерно нарушение процессов

социализации, социального функционирования и социального развития К дезадаптированным детям сегодня можно отнести такую группу детей как безнадзорные дети, т.е., дети, лишённые родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых Безнадзорность приводит к тому, что эти дети оказываются в системе асоциальных или даже антисоциальных связей, основанных на тех видах деятельности, нормах и правилах поведения, которые отклоняются от одобряемых обществом . Ещё одной, наиболее трагической группой дезадаптированных детей являются брошенные дети . Как показывает опыт современной жизни, в эту категорию попадают дети самых разных возрастов и состояний. Чаще всего, это новорождённые, дети, страдающие тяжёлыми или неизлечимыми заболеваниями, с тяжёлыми физическими или психическими патологиями. Соц помощь брошенным детям – это, прежде всего, решение задач по их спасению. Она с необходимостью включает в себя следующее: - оказание срочной и необходимой медицинской помощи, помещение ребёнка в пециальное детское учреждение (Дом ребёнка, детский дом, детская больница);

- психологическая реабилитация ребёнка, оказание ему необходимой юридической помощи; - назначение, оформление и выплата соответствующих пособий и т.п. При наличии у ребёнка каких-либо родственников и соответствующего желания с их стороны возможно решение вопроса об усыновлении, оформлении опеки и попечительства.

2. Беспризорные дети, т.е., дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания (23.С.72).

Основными причинами беспризорности в обществе являются, во-первых, разнообразные социальные катастрофы (войны и социально-экономические кризисы). Во-вторых, масштабные социальные преобразования , затрагивающие все стороны жизни общества в целом и каждого человека (социальные революции, социально-экономические и социально- политические реобразования, политические перевороты и т.п.). В-третьих, причины, кроющиеся в особенностях внутрисемейных отношений и способах изнедеятельности конкретны семей : пьянство родителей, аморальный образ жизни, многодетность, катастрофическая бедность, жестокость по отношению к детям и т.п. Основным документом, определяющим важнейшие направления этой деятельности на территории РФ, является Федеральная программа «Дети-сироты». Согласно этой программе, основными формами социальной защиты детей-сирот являются : - меры, направленные на компенсацию ребёнку утраты родителей и родительской опеки (помещение в детский дом, установление опеки или усыновление);- защита имущественных и жилищных прав;- материальное обеспечение (назначение и регулярная выплата пособия или пенсии);

- создание необходимых условий для всестороннего развития и образования, профессиональной подготовки, гражданского и социального становления детей-сирот. 4. Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых . Жестокое обращение с ребёнком может проявляться в достаточно разнообразных формах , таких как - брутальная или физическая жестокость (побои и насилие);

- социальная жестокость (препятствие в получении образования, в общении со сверстниками и во всём, что нарушает процесс нормального социально-

го функционирования или развития ребёнка); - морально-психологическая жестокость (угрозы, насмешки, унижение и психологическая холодность); - сексуальное насилие над ребёнком В работе с этой категорией детей главное – это создание таких условий,которые полностью и в кратчайшие сроки исключают возможность жестокого обращения с ребёнком. Для решения этой задачи на практике применяются следующие основные направления социальной защиты детей, подвергающихся

жестокому обращению: - выявление фактов жестокого обращения с ребёнком; - ограждение его от насилия и жестокости (вплоть до изъятия ребёнка из семьи, группы, коллектива);- оказание ребёнку необходимой медицинской, психологической и правовой помощи;- рассмотрение и решение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.

5. Дети со специфическими социальными и личностными потребностями и

проблемами , Специфика этих потребностей определяется особенностями физического

и интеллектуального развития ребёнка (ребёнок-инвалид или ребёнок с повышенными интеллектуальными способностями), особенностями социальной и природной среды его жизнедеятельности (дети, живущие в условиях Крайнего Севера и дети, находящиеся в местах лишения свободы), особенностями социальных процессов и явлений, в которые они вовлекаются (дети-беженцы).


Подобные документы

    Анализ экономических и психологических причин, вызывающих дисфункцию семейных отношений. Основные задачи Центра социальной помощи семье и детям имени Беланова города Мценска. Особенности социально-педагогической работы с детьми из многодетных семей.

    реферат , добавлен 30.09.2012

    Правовые основы социальной работы с семьей. Содержание работы Центра социальной помощи семье и детям. Защита материнства и детства как интегральное научное направление: методологические принципы исследования. Методика социальной работы с подростками.

    дипломная работа , добавлен 16.08.2016

    Теоретические аспекты социальной работы с лицами без определенного места жительства. Государственная политика по отношению к лицам БОМЖ, специфика социальной работы. Социальная работа с бездомными в Рязанской области. Предложения по ее совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2014

    Технологии социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Особенности социальной работы с детьми в ГБУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Дубровского района". Анализ результатов социальной работы с детьми.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Анализ проблемы социальной работы с детьми, имеющими умственные отклонения. Основные технологии, методы, формы и организация социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии. Опыт социальной работы и пути ее совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2010

    Насилие и его формы. Проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия. Система социальной работы по профилактике семейного насилия над детьми на примере деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Краснодар.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2015

    Многодетная семья как объект социальной работы. Эволюция семьи в России; понятие, типология и социально-экономическое положение и проблемы многодетных семей. Концепция семейной политики Рязанской обл. Направления и технологии социальной работы с семьей.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2013

    Понятие и категории многодетной семьи, анализ современного состояния ее проблем, способы их решения. Реализация технологий социальной работы с многодетной семьей на примере муниципального учреждения "Центр социальной помощи семье и детям" г. Кемерово.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2011

    Особенности деятельности Центра помощи семье и детям Невского района, направленные на работу с семьями группы риска. Разработка программы по оптимизации его социальной работы. Основные виды предоставляемых социальных услуг, типы оказываемой помощи.

    дипломная работа , добавлен 20.12.2015

    Понятие бездомности и причины ее возникновения. Социально-экономическое и правовое положение бездомных в России, их социальный портрет. Общая характеристика и анализ системы социальной работы с ними. Организационно-технологический аспект патронажа.

Введение

Сложные процессы системных трансформаций, продолжающиеся в настоящее время в России, затронули практически все слои общества, разрушив существовавшую многие десятилетия и уже успевшую устояться систему социальной стратификации.

Современные научные исследования, проводимые в социальной сфере, констатируют кризисные ситуации во многих областях жизнедеятельности людей, которые влияют на их сознание и поведение. Серьезную социальную опасность представляет то, что негативные последствия таких изменений сказываются на детях, как наиболее уязвимой категории населения. Это приводит к нарушению их физического и психического здоровья, дает толчок для развития так называемых социальных болезней, в том числе – безнадзорности и беспризорности.

Существенными причинами увеличения безнадзорности в современных условиях называют продолжающееся ухудшение уровня жизни российских семей, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, увеличение числа разводов и неполных семей.

Дополнительными факторами детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, а также рост безработицы, еще более ухудшающий материальное положение семей.

Серьезным фактором безнадзорности детей в последние годы стало увеличивающееся количество беженцев и переселенцев.

Не умаляя значения данных причин, ответственных за сложное положение детства, стоит отметить, что в тени остаются проблемы детей, возникающие в рамках их педагогического пространства, аспектов, связанных с воспитанием и образованием. Кроме того, существующая долгое время система образования и воспитания подрастающего поколения, делала основной уклон в работе с такими детьми на стационарные учреждения закрытого типа и органы внутренних дел, не принимая во внимание педагогические аспекты реабилитации безнадзорных и беспризорных детей.

Это привело к тому, что существующих на сегодняшний день мер недостаточно для преодоления детской и подростковой безнадзорности и беспризорности.

Вышесказанное обусловливает актуальность изучения «безнадзорности» и «беспризорности».

Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.

Задачи квалификационной работы:

– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;

– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;

– рассмотреть профилактику беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;

– изучить деятельность социальных служб по работе с несовершеннолетними за рубежом;

– показать организацию социальной работы с несовершеннолетними в учреждениях социальной реабилитации: отечественный опыт.

Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

1. Детская беспризорность и безнадзорность в истории России

Многообразие социальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, в большой степени затронуло современную семью.

Множество проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества безнадзорных и беспризорных детей. Определить, сколько в России беспризорных детей, довольно сложно. По оценкам МВД, в России на 2004 год насчитывалось от пятисот тысяч до двух с половиной миллионов беспризорных детей. Их количество постоянно колеблется и складывается на основе данных, получаемых от органов внутренних дел. Цифры, которые приводят официальные органы, отличаются от тех, которыми пользуются неправительственные организации, в два раза.

Так, по данным Российского детского фонда в стране насчитывается три миллиона беспризорников, по данным движения «В защиту детства» – четыре миллиона. Проводимые социологические исследования дают другие цифры. Средства массовой информации оперируют различными показателями.

Цифру же, реально определяющую количество безнадзорных детей, назвать невозможно, как затруднительно определить ту грань, которая отделяет безнадзорных детей от беспризорных. Невозможность четкого учета безнадзорных детей связана, в том числе, и с неопределенностью самого понятия «безнадзорный ребенок». Так, в некоторой популярной литературе, публикациях газет и журналов термины «безнадзорный» и «беспризорный» ребенок употребляются как синонимы, иногда появляется такое смешение терминов и в научных работах.

Таким образом, необходимо разделить две разные, хотя и связанные между собой проблемы детской безнадзорности и беспризорности.

Несмотря на то, что в современной педагогической науке и социальной практике по социальной защите детства понятия безнадзорность и беспризорность взаимосвязаны.

Для правильного определения причин безнадзорности необходимо определиться с сущностью этого понятия, рассматриваемого как явление, состояние или процесс.

Следует исходить из понимания безнадзорности как процесса и как явления, то есть социального феномена. Некоторые ученые изучают также безнадзорность как результат определенного социального состояния.

Безнадзорность можно определить как отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо заменяющих их лиц. Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.

Педагогический словарь определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих».

Российская педагогическая энциклопедия (Российская педагогическая энциклопедия, 1993) более четко разграничивает рассматриваемые понятия: безнадзорность определяется как «отсутствие или недостаточность контроля за поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих».

В словаре по социальной работе безнадзорные дети также определяются как лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их замещающих.

Детская безнадзорность в основном определяется с помощью категорий педагогики и рассматривается как отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков. При этом упускается важный момент – отчуждение самих детей от семьи, детского коллектива, отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями. Исходя из этого можно считать, что состояние безнадзорности характеризуется не только отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, но и отсутствием внутренней связи между детьми и родителями или лицами, их заменяющими, должного внимания со стороны школы, различных контролирующих органов, других социальных институтов.

Следовательно, безнадзорность может являться как явлением, которое имеет место при определенных условиях с определенными, вполне конкретными индивидами, так и процессом, который имеет временные рамки и характеризуется переходом из одного состояния в другое.

Очевидно, что безнадзорность может являться как конечной стадией социального процесса, то есть результатом перехода из «нормального» состояния в запущенное, так и промежуточной, то есть одним из этапов десоциализации личности и перехода к состоянию беспризорности.

Для того чтобы уточнить понятие «беспризорность», рассмотрим его с позиций ученых и практиков, занимающихся данной проблематикой.

Нормативно-правовые акты Министерства труда и социального развития РФ трактуют понятие «беспризорные дети» как те, которые не имеют определенного места жительства или места пребывания. Практики социальной работы определяют беспризорных детей как тех, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Одни из них ведут оседлый, другие кочевой образ жизни. Многие оказываются в криминальном окружении. Поэтому беспризорность часто связана с противоправным поведением.

Часто указывают на то, что беспризорность – это крайнее проявление безнадзорности. Для беспризорных детей характерно проживание вне семьи.

В законе Российской Федерации, принятом в июне 1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999) беспризорный определяется как безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Для более предметного понимания термина «беспризорность» уточним категории детей, которые к ним относят:

– живущие на улице более месяца (постоянно проживающие на улице в силу различных обстоятельств);

– живущие на улице периодически, от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных запоев родителей-алкоголиков, разрешения конфликта с родителями и т.д.

– те, кто еще живет (ночует) дома, но свои основные потребности удовлетворяет на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. В основной своей массе это дети, давно бросившие школу, состоящие на учете в 17 милиции (ОППН) или комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).

Переход несовершеннолетнего в категорию беспризорников не влечет прекращение семейных правоотношений. Все права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством, сохраняют свою силу. Но реализовать их не представляется возможным, так как судьба ребенка никому не известна.

Говоря о несовпадении терминов «беспризорный» и «безнадзорный», следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью категорий педагогики. Неслучайно его сущность, признаки входят в сферу внимания науки, обращающей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетними, который не сводится к контролю за его поведением, времяпровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком, такой связи, которая позволяет сохранить даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора приводит ребенка в такую ситуацию, из которой он часто не может найти выход социально одобряемыми способами и средствами.

Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью, несомненно, существует прочная связь, поскольку по общему правилу безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он приобретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств.

Беспризорность детская – отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Возникновению и росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, а также конфликтная обстановка в семьях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми войны, революции, голод, стихийные бедствия, эпидемии и потрясения, влекущих за собой сиротство детей. Беспризорность порождает тяжёлые социальные последствия и девиации в поведении: рост правонарушений, преступность несовершеннолетних, детская проституция, алкоголизм, наркомания.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО « Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра истории и теории социальной работы

Социальная работа с безнадзорными несовершеннолетними

Курсовая работа

Исполнитель:

Сенникова Елена Владимировна

Студент 301 группы

Очного отделения

_______ ­­­ ______________

дата подпись

Научный руководитель:

Анисимова Алла Викторовна

Старший преподаватель кафедры

Технологии социальной работы

Оценка_____________________

Екатеринбург 2010

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Общая характеристика безнадзорности несовершеннолетних. Причины и последствия безнадзорности несовершеннолетних……………………….…..6

2. Правовые основы социальной работы с безнадзорными несовершеннолет-

ними……………………………………………………………………………....14

3. Система учреждений (социальной работы и социальной педагогики). Обзор учреждений основных субъектов работы с этой категорией лиц…….21

4. Сравнение функционала социального работника и социального педагога на примере школы………………………………………………………………....30

Заключение …………………………………………………………………….39

Список используемой литературы ………………………………………….41

Приложения ……………………………………………………………………44

Введение

Актуальность работы. Распространение в детской среде саморазрушающего поведения, усиление социальной отчужденности, изменения в содержании ценностных ориентаций несовершеннолетних стали следствием современного экономического кризиса. Безнадзорность детей приобрели массовый характер.

По данным статистики, сейчас в России в каждом крупном городе насчитывается от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и подростков. По разным источникам, общее число беспризорных детей в нашей стране, в одних случаях, составляет от двух до трех миллионов, в других - от полутора до двух миллионов. Такая неопределенность в подсчете количества беспризорных объясняется многими причинами, в частности, трудностями при их выявлении и учете.

Детская безнадзорность порождают тенденции, опасные для подрастающего поколения и общества в целом: массовые нарушения прав детей, рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, ведущих к увеличению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (за последние пять лет - в 2,8 раза), рост числа венерических заболеваний, высокий уровень беременности и родов у девочек-подростков, омоложение преступности: каждое третье уголовное деяние совершено детьми в возрасте 8-14 лет и др.

В настоящее время в работе по ресоциализации дезадаптированных детей и их адаптации в обществе имеются как очевидные достоинства, так и недостатки. Во многих городах создана достаточно разветвленная сеть специализированных ведомств, учреждений и подразделений, работающих в направлении профилактики либо реабилитации детской и подростковой беспризорности. Тем не менее, число беспризорников не снижается, а неизменно растет. Приходится признать, что существующая в нашей стране система работы с беспризорниками не обеспечивает устранения причин и факторов, способствующих уходу детей из дома.

Все выше перечисленное позволяет говорить о существующих противоречиях:

· между широкими возможностями воспитательного, развивающего потенциала УДО и отсутствием разработанных научных основ организации их деятельности по ресоциализации детей и подростков, попавших в трудные жизненные ситуации;

· между наличием в современной научной литературе достаточно полного описания психологических и личностных особенностей безнадзорных и беспризорных детей и весьма низким уровнем применения данных знаний при построении и описании моделей социально-педагогического взаимодействия с детьми данных категорий;

· между повсеместно принятыми принципами построения педагогического взаимодействия на гуманных началах (признание личности ребенка, его интересов и т.д.) и широко применяемыми на практике насильственными методами работы с дезадаптированными детьми (насильное помещение в изоляторы приютов, отсутствие индивидуальной работы по решению проблем ребенка и т.д.).

Проблема безнадзорности и правонарушений остаётся одной из актуальных сегодня. Общество очень обеспокоено ростом преступности, и в первую очередь, конечно же, среди детей и подростков. Беспризорные дети и подростки, являясь так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом, не всегда законным путем и, как следствие, - постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников, число которых в последние годы растёт.

Социально-экономический кризис и порожденные им многочисленные проблемы негативно сказались, прежде всего, на социальном положении и социализации подрастающего поколения. Среди проблем детского неблагополучия одна из наиболее значительных - безнадзорность несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация и адаптация к жизни детей, отторгнутых семьей, школой и другими социальными институтами. Безнадзорность детей и подростков - социальный фактор, игнорировать который опасно для общества в целом. В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства.

Проблемой исследования является разграничение направлений работы специалиста социальной работы и социального педагога с безнадзорными несовершеннолетними.

Объект исследования является социальная работа с несовершеннолет-ними.

Предметом исследования является содержание основных направлений социальной работы с безнадзорностью/безнадзорными несовершеннолетних.

Цель : выделить направления социальной работы с проблемой безнадзорности несовершеннолетних.

Для этой цели поставлены следующие задачи :

· Дать определение безнадзорности несовершеннолетних, как социальному явлению.

· Обозначить причины и последствия возникновения явления детской безнадзорности.

· Система учреждений, работающих с безнадзорными несовершен-нолетними.

· Нормативного регулирования профилактики несовершеннолет-них.

Структура работы включает в себя введение, четыре параграфа, зак-лючение, список использованной литературы из тридцати трех источников и трех приложений.

1.Общая характеристика безнадзорности несовершеннолетних. Причины и последствия безнадзорности несовершеннолетних.

Детская безнадзорность рассматривается как социально-педагогическое явление, формирующееся в связи с отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям .

Безнадзорные дети - дети, лишённые присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Безнадзорный ребёнок живёт с родителями под одной крышей, сохраняет связи с семьёй, имеет эмоциональную привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти находятся в стадии разрушения. Отсутствие должной заботы, внимания, интереса к потребностям формирующейся в семье личности ребёнка создают реальную угрозу его психическому, физическому и нравственному здоровью. Безнадзорность детей - первый шаг к беспризорности, социальной дезадаптации .

Безнадзорность несовершеннолетних - сложное, многоаспектное явление, обусловленное комплексом различных причин и факторов: экономических, демографических, социально-психологических и др.

Существует правовое определение категории «безнадзорный», изложенное в Федеральном Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Исходя из этого закона, безнадзорный - это несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей.

В основе безнадзорности как явления лежат деформации процесса социализации личности, что проявляется в ослаблении позитивного или негативном влиянии различных институтов воспитания и, прежде всего, семьи. Именно семейное неблагополучие дает толчок развитию детской и подростковой безнадзорности.

Можно выделить следующие факторы семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей:

· социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

· медико-санитарные факторы (хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, антисанитария);

· социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

· социально-психологические факторы (семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным, культурным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

Безнадзорные дети и подростки имеют сложный социальный, медицинский и психолого-педагогический статус, поскольку условия, в которых они жили и живут, тормозят их социальное, физическое и умственное развитие.