Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе: Осень. Конспект логопедического (интегрированного) занятия в подготовительной группе: «Помощь инопланетянам Конспекты интегрированных логопедических занятий в подготовительной гру

Интегрированное логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ТНР « День рождения звука».

Integrated speech therapy lesson in the preparatory group for children with TNR " birthday of sound."

Аннотация: Данное мероприятие проводилось в нашем детском саду открытым для родителей. В течение полугода дети старательно учили новые звуки, автоматизировали их в речи. Данное мероприятие стало для них праздничным событием и подтверждением их достижений.

Ключевые слова: Праздник, логопед, музыкальное занятие, звукопроизношение, фонематический слух.

Цели:

Закреплять приобретённые произносительные умения.

Закрепление у детей самоконтроля за собственной речью.

Развивать ритмический слух, умение управлять своими движениями.

Совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи.

Закрепление графического образа печатных букв.

Развитие зрительно-пространственной координации, воображения, внимания, мышления, памяти, чувства юмора.

Воспитание доброжелательности, чувства коллективизма, умение выслушивать друг друга. Развивать фонематический слух.

Ход занятия.

В зал вбегают дети с крупными карточками-буквами в руках под песню «Буквы могут в слова превращаться». Слова - М. Пляцковский, музыка - В. Чернышев.

Встав полукругом исполняют « Песенку о буквах». Музыка Г. Фрида, слова А. Бродского.

Дети после песни садятся на стульчики.

Логопед. Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Сегодня у нас всех день рождения, а точнее день рождения звуков. Тех самых звуков речи, которые появились у вас совсем недавно. Для этого вы много трудились и занимались, выполняли трудные задания, упражнения. Ваши родители вам в этом помогали. Поэтому день рождения сегодня у всех нас!!!

Ребята, а на наш праздник сегодня пришел сказочный герой. Отгадайте, кто это?

Он мальчишка деревянный,

Он доверчивый, простой.

Позабыл он, как ни странно,

Где же ключик золотой.

Нос его острый,

Нос его длинный,

А зовется…..?

Под музыку из мультфильма вбегает Буратино.

Буратино . Здравствуйте, ребята! Пришел я к вам на праздник повеселиться, говорят у вас день рождения, а это значит тут все добрые, веселые, а главное не надо учиться. Да, ребята? Хорошо вам, а меня Мальвина заставляет учить буквы, цифры, в школу меня готовит! А я не хочу!!!

Логопед . Как не учиться? Нет, Буратино. Наши дети любят получать знания, они каждый день посещают занятия, учатся правильно и красиво говорить, готовятся к школе и делают это с удовольствием. Оставайся с нами на празднике, мы тебе расскажем и покажем, как можно не скучно учиться. Мы учимся, играя!

Давайте поиграем в первую игру - эстафету « Рыбалка». Разделимся на две команды, посмотрим, кто наловит больше слов и назовет все правильно, и разложит рыбок в нужные ведра. (Дети по очереди удочкой ловят рыбок с картинками на звуки [Ш], [Ж]).

Буратино . Ух ты! Как интересно. А поиграйте в мою игру? Я ведь так и не узнал, как вас всех зовут. Мое имя вам всем известно, сейчас я познакомлюсь с вами. Я буду называть вам любую букву, а тот в чьем имени есть эта буква, громко назовет свое имя громко и встанет со мной рядом?

Игра называется « Перекличка».

Буратино . Вот и познакомились!

Логопед . Буратино, а сейчас наши ребята расскажут тебе специальные логопедические стишки, ты сможешь узнать, к каким сложным звукам мы смогли подобрать « ключики».

Дети читают логопедические стихи.

Рыбке рак - ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

В. Лунин

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идёт отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

А. Барто

Через прозрачный шарик.

Прозрачный красный шарик

на нитке я держу,

через прозрачный шарик

на всё вокруг гляжу.

Я вижу речку красную,

и красный солнца шар,

и много, много красного,

как будто всё — пожар.

Н. Сидельникова.

Молодого злого пса

В нос ужалила оса.

Не скули - сказал я псу, -

Прогони скорей осу.

А. Максаков.

Садятся на стульчики. Под музыку входит Мальвина.

Мальвина . Ах, вот ты где Буратино? Ты сбежал с урока! Но я тебя нашла. А что вы здесь делаете? У вас праздник?

Логопед . Да, у нас праздник наших знаний, день рождения!

Мальвина . Вы любите учиться, замечательно! Наверное, вы знаете, как я люблю уроки и науки! А вы уже умеете читать?

Логопед . Да, Мальвина! Многие наши ребята знают уже все буквы, умеют читать и готовы к школе.

Мальвина . А давайте тогда с вами поиграем в игру « Живые звуки».

Я вам раздам буквы и буду называть слова, которые вы, встав в ряд, друг за другом, это слово построите.

Мальвина называет слова (книга, школа, буква, Буратино, Портфель).

Мальвина . Вот, Буратино, посмотри какие ребята умные, потому что они много учатся и посещают все уроки.

Буратино . Ну ладно, Мальвина, хорошо, я выполню твое домашнее задание. Сейчас, только найду его в своем портфеле.

Буратино ищет свою тетрадь, достает. Из тетради высыпаются буквы.

Буратино . Ой, что это случилось? Пока я с вами играл и прыгал, в моем портфеле все перемешалось и буквы рассыпались в словах. Задание мне твое, Мальвина, теперь не выполнить.

Логопед . А мы с ребятами можем помочь твои буквы вернуть в слова. Правда, ребята?

Буратино из портфеля достает карточки, на которых написаны слова с пропущенными буквами и слова с перепутанными буквами (карандаш, ручка, азбука, звук, буквы, алфавит). Дети восстанавливают.

Буратино благодарит детей.

Логопед . Дети, а ведь не один день рождения не обходится без сладостей и угощения. Давайте мы с вами угостим Мальвину и Буратино конфетами. В имени Мальвина мы слышим звук [Л], а Буратино [Р]. Мы и угостим их конфетками с названиями [Р] и [Л].

Буратино и Мальвина благодарят, Мальвина дарит букет цветов.

Логопед . Ребята, а ведь и цветы у Мальвины тоже «звуковые». Посмотрите на них и назовите их цвета. Мы можем разделить их на две вазы. Вазу [Л] (зеленый, голубой, желтый, белый, фиолетовый), вазу [Р] (красный, розовый, оранжевый).

Логопед . Мальвина, Буратино. Нашим детям с вами интересно и очень понравилось сегодняшнее занятие, сейчас они вам исполнят вам частушки.

Дети исполняют частушки.

Я решила в воскресенье

Все заданья повтрить.

Даже наша кошка Мурка

Научилась говорить!

Вот закончилися муки,

Мне поставили все звуки.

На больничном побывал -

Половину растерял.

Мы играем в пулемет,

Мы рычим, как рация.

Не ругайте нас, идет

Автоматизация!

А вчера я объясняла

Маме с папой гласные.

Этих взрослых обучать -

Затея напрасная!

Логопед . Спасибо вам Буратино, Мальвина, ребята за веселый и увлекательный праздник! Мы с вами многому научились, но еще впереди нас ждут задания, занятия и увлекательные уроки. А сейчас нам пора в группу на праздничное чаепитие с угощением мармеладные буквы!

Логопед дарит детям угощение.

C писок используемой литературы:

1. "Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР" Лапковская, Володькова.

2. С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. Речевые праздники и развлечения в детском саду, ГНОМ и Д, 2009

Цель :

Задачи:

Воспитательные задачи:

Оборудование:

Ход занятия.

1.Организационный момент.

- Ребята, вы любите сказки?

Красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее?

“Улыбка”

“Пирожок”

“Чашечка”

“Улыбка”

“Трубочка”

“Грибок”

“Пощелкать языком”

“Барабан”

Красная шапочка спросила:

Чтобы лучше видеть тебя.

Чтобы лучше слышать тебя.

Чтобы скорее съесть тебя!

“Улыбка”

С кем жила Красная Шапочка?

(Волшебная музыка)

- Отправляемся в путь!

5. Физкультурная разминка (« Побежали» Трек №1)

6. Игра « Осенний лес».

7. Физкультурная разминка (« Побежали» Трек №1)

З – Грибы собираю.

В - А какие грибы?

З .- Волнушки

Д .- Волнушки.

З. - Горькушки

Д .- Горькушки

З .- В кадушку.

8. Песня «Зайчик – грибник».

Скачет зайка на опушке

Возле заячьей избушки

Ищет он грибы-волнушки

Чтоб засаливать в кадушке

Не нашёл он ни волнушки,

Ни лисичек, ни горькушки

Сел он с горя чешет ушки

У избушки на макушке.

Ведущий:

9. Физкультурная разминка (« Побежали» Трек №1)

12. Мост.

А сейчас бегом!

13 . .

14. Рефлексия.

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного логопедического занятия

в подготовительной группе «Путешествие в сказку»

Цель : организация комплексного взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»

  • автоматизировать и дифференцировать звуки С-Ш в слогах и словах; развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата;
  • развивать общую и мелкую моторику; фонематический слух, фонематическое и зрительное восприятие, память, воображение,
  • упражнять в умении самостоятельно, грамматически правильно и полно отвечать на вопросы;
  • активизировать и расширять словарный запас детей по заданной теме.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • уточнять и обобщать знания детей о сказках;
  • учить сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • развивать познавательный интерес, мыслительную активность.

Образовательная область «Физическая культура»

  • развивать двигательные навыки;
  • формировать умение правильно выполнять четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
  • развивать интерес к физкультуре и спорту.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

  • развивать слуховые, певческие навыки, речевое дыхание и силу голоса, чувство ритма, творческое воображение;
  • закреплять песенный материал в игровой форме.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать познавательный интерес к окружающей действительности;
  • формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование: экран, проектор, магнитофон, компьютер, физкультурное оборудование; игрушка – заяц, кукла – бибабо «Бабушка», звуковая линейка, карточки с картинками дифференциацию звуков [с], [ш]

Ход занятия.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Сегодня в нашем зале присутствуют гости. Давайте все вместе поприветствуем их.

У нас сегодня необычное занятие.

- Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами отправимся в одну очень интересную сказку, а в какую вы сможете узнать, отгадав загадку.

Бабушка девочку очень любила,

Красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее?

Совершенно верно. Эта сказка называется « Красная Шапочка». Сейчас я предлагаю вам вспомнить сюжет сказки и сделать артикуляционную гимнастику. (дети садятся за столы, перед ними зеркало)

2. Артикуляционная гимнастика.

Красная шапочка отправилась к бабушке. Она была веселой девочкой и всегда улыбалась.

“Улыбка”

В своей корзинке она несла пирожок и горшочек масла для бабушки.

“Пирожок”

“Чашечка”

В лесу Красная шапочка встретила волка. Она улыбнулась ему, а он за­выл: “УУУУ”

“Улыбка”

“Трубочка”

Волк узнал, что Красная шапочка идет к бабушке, и тоже отправился к ней. Он побежал очень быстро. А Красная шапочка пошла медленно. Девочка собирала грибы и слушала, как цокает на ветке белочка.

“Грибок”

“Пощелкать языком”

Волк прибежал к домику бабушки первым и постучал а дверь. Затем заскочил и проглотил бабушку.

“Барабан”

Красная шапочка спросила:

Бабушка, почему у тебя такие большие глаза?

Чтобы лучше видеть тебя.

Почему у тебя такие большие уши?

Чтобы лучше слышать тебя.

Почему у тебя такие большие зубы?

Чтобы скорее съесть тебя!

глаза - указательными и большими пальцами изображаем кружки.

уши- растопыренные пальцы над головой,

зубы - пальцы сгибаем немного, основания ладоней соединяем вместе вроде волчьей пасти.

В лесу неподалеку работали дровосеки.

Дровосеки услышали шум, прибежали, убили волка и освободили Красную шапочку и ее бабушку. Все радостно улыбнулись.

“Ух!” - руки в замок- руки поднимаем над головой,- руки резко опускаем вниз. Вроде колем дрова.

“Улыбка”

3. Беседа по сказке « Красная шапочка»

С кем жила Красная Шапочка?

Для чего она пошла к бабушке?

По какой дороге пошла Красная Шапочка,?

По какой дороге пошел волк?

Кто пришел первым к дому бабушки?

Что произошло, когда волк попал в дом бабушки?

Что произошло, когда Красная Шапочка пришла в гости к бабушке?

Кто помог Красной Шапочке и ее бабушке?

Ребята, вам нравится,что в этой сказке волк съедает Красную Шапочку и ее бабушку?

Давайте отправимся в сказку и попробуем изменить ее сюжет.

Какие волшебные слова вы знаете?

Закрываем глаза и Крибле-крабе-бумс. (Волшебная музыка)

А вот и Красная Шапочка, давайте с ней поздороваемся.

Нам известно, волк пошел по короткой дорожке, а Красная Шапочка по длинной, что мы можем сделать,чтоб прийти к домику бабушки первыми?

Поможет нам в этом сказочная карта.

4. Представление карты. Слайд.

- Ребята, вот карта, по ней мы должны двигаться, что б успеть к домику бабушки первыми. Отправляемся в путь!

5. Физкультурная разминка (« Побежали» Трек №1)

6. Игра « Осенний лес».

Какие удивительно красивые осенние деревья. Но налетел ветер, засвистел – Как свистит ветер? с-с-с-…(одним звуком)

Зашумели макушки деревьев. Как шумит ветер? –ш-ш-ш-ш…..(одним звуком)

Стали опадать листья, летят и шуршат. Как шуршат листья? – ш-ш-ш-ш (несколько раз повторить)

Как много нападало листьев на дорогу. Как же нам очистить тропинку, что б пройти дальше? (Ответы). Возьмём метёлки. Метёт метла и посвистывает. С-с-с. (Несколько раз)

7. Физкультурная разминка (« Побежали» Трек №1)

В- Ребята, посмотрите! Кто-то спрятался за кустиком и дрожит?

Здравствуй зайчик. Что ты здесь делаешь?

З – Грибы собираю.

В - А какие грибы?

З .- Волнушки

В .-Ребята, повторите это название гриба.

Д .- Волнушки.

З. - Горькушки

Д .- Горькушки

В .- А куда ты их складывать будешь?

З .- В кадушку.

В.- А не про тебя ли наши ребята песенку поют?

8. Песня «Зайчик – грибник».

Скачет зайка на опушке

Возле заячьей избушки

Ищет он грибы-волнушки

Чтоб засаливать в кадушке

Не нашёл он ни волнушки,

Ни лисичек, ни горькушки

Сел он с горя чешет ушки

У избушки на макушке.

Ведущий: Нам надо торопиться. До свидания зайчик.

9. Физкультурная разминка (« Побежали» Трек №1)

Ребята, посмотрите на карту, что еще стоит у нас на пути? Это мельница, но она не работает. Что приводит в действия «крылья» мельницы?

10. Дыхательная гимнастика « Мельница

Правильно, ветер, вот вам ветровички, подуем на них. Сначала слабый ветерок, все сильнее и сильнее. (Вдох через нос, выдох через рот).

Мельница заработала, а мы отправляемся дальше.

12. Мост.

Посмотрите, впереди мост, но тут какой-то конверт. Посмотрим,что в нем! Это задание, если мы выполним его, то сможем продолжить путь.

В конверте лежат карточки, на этих карточках нарисованы картинки, в названии которых есть звуки [с],[ш]. Слова в которых мы слышим звук [с] мы сложим вправо, а где слышим [ш] влево.

А сейчас находим расположение звука в слове, указываем какой он, твердый или мягкий, и вставляем его в рамку.

Молодцы, мы справились с заданием и смело можем пройти по мостику.

А сейчас бегом!

13 . Физкультурная разминка («Бег» , Трек № 2) .

14. Рефлексия.

Вот мы и пришли. Постучимся. А вот и бабушка.

Б. –Здравствуйте ребята, спасибо вам, что помогли моей внучке добраться до моего домика первой.

В.- Ребята, мы справились с заданиями? Какое у вас настроение? А что мы делаем,когда у нас хорошее настроение?

15. Танец –игра « Мы пойдем сначала влево».


Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Осень»

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание работы: конспект интегрированного занятия разработан для подготовительной логопедической группы по обобшенной теме «Осень». Занятие проводят учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, используя устное народное творчество. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель: закрепление представлений детей об осени.
Коррекционно-образовательные задачи:
Актуализировать словарь по темам: «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты». Совершенствовать навыки чтения предложений, грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование существительных с прилагательными), певческие навыки.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фонематические представления (звуковой анализ слов), дыхание, речевой слух, артикуляционную, мелкую и общую моторику, психические процессы: восприятие, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Формировать активность, ответственность, самостоятельность. Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: мольберт, голубая ткань, музыка П.И.Чайковского «Времена года», картинки с изображением сада, огорода, леса, плоскостные изображения конфет, соков, повидла из фруктов, карточки с пословицами, в которых пропущена буква Е, карточки со слогами, буквами для составления слов по количеству детей, фломастеры, ручки, карточки из бархатной бумаги с нарисованными контурами листьев, шерстяные нитки по количеству детей.
Предварительная работа. Наблюдение за изменениями в природе. Разучивание загадок, пословиц, поговорок, народных примет об осени, пальчиковой гимнастики «Посмотрите, дождь полил». Слушание пьесы П.Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года», разучивание хоровода «На горе-то калина» на музыкальных занятиях.

Ход занятия:

1.Организационный момент.
Дети проходят в музыкальный зал, где звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь». На ковре разбросаны осенние листья. Вдоль ковра лежит голубая ткань - «река», рядом столы и стулья – «теплоход».
Логопед: Ребята, в какой стране мы живем? Как называется наш город?

Дети. Наш город называется Бендеры.
Логопед. На какой реке стоит наш любимый город Бендеры?


Дети. Город Бендеры стоит на реке Днестр.
Логопед. Мы отправимся в путешествие по Днестру на теплоходе «Дружба» и увидим, что происходит осенью.

2. Речевое упражнение.
Логопед предлагает проговорить чистоговорки и сделать упражнения.
Шла-шла-шла - осень к нам пришла! (Дети хлопают в ладоши).
Ре-ре-ре - осень на дворе! (Сгибают и разгибают руки в локтях перед собой).
Ри-ри-ри - ты на клёны посмотри. (Руки подняты над головой, сжимают и разжимают кулачки).

3. Дыхательные упражнения «Листья шелестят»
Ша (наклон вправо).
Шо (наклон влево) .
Шу (наклон вправо).
Ши (наклон влево).

4. Упражнение «Напечатай пропущенные буквы»
Звучит гудок теплохода. Дети занимают места на «теплоходе».
Логопед. Наш теплоход отправляется по реке.


Логопед. Возьмите на карточках напечатанные пословицы и поговорки об осени. В словах пропущена буква Е, напечатайте и прочитайте пословицы.
Дети печатают пропущенную букву в словах и читают пословицы.

5. Звуковой анализ слова.
Логопед. Ребята, посмотрите, на правом берегу фруктовый сад.
Логопед на мольберт помещает картину с изображением сада.


Логопед. Отгадайте загадку:
Как камень были тверды груши.
Их не грызут и их не сушат.
Но приготовь из них варенье –
И выйдет просто объеденье!
Дети. Айва
Логопед. Выполните звуковой анализ слова айва.
Дети обозначают звуки фишками, называют количество слогов в слове, ударный слог.

6. Игра «Собери фрукты».
Логопед. Какие фрукты собирают садовники в саду, вы узнаете, составив слово из букв.
На карточках дети из букв составляют и печатают названия фруктов.

7. Игра: «Какой? Какая? Какое?»
Дети берут плоскостные изображения конфет, варенья, соков из фруктов.


Логопед. Какой сок ты любишь?
Ребенок. Я люблю сливовый сок.
Логопед. Какое варенье ты любишь?
Ребенок. Я люблю вишневое варенье.

8. Проговаривание скороговорки.
Логопед. Посмотрите, на левом берегу огороды. Произнесите скороговорку:
У Егора огород, там есть редька и горох.
Рядом огород Федоры - там на грядке помидоры.

9. Игра «Собери урожай»
Логопед на мольберт помещает картину с изображением овощей.


Логопед. Что собирают огородники? Из конвертов возьмите карточки со слогами и составьте названия овощей.
Из слогов дети составляют слова: ре-па, го-рох, пе-рец, ре-дис, ка-ба-чок, по-ми-дор.

10. Загадывание загадок об осени.
Логопед. Ребята, посмотрите направо. Мы видим лес.


Логопед. Давайте, выйдем из теплохода на берег.
Дети выходят, их встречает воспитатель.
Воспитатель. Осенью в лесу очень красиво! Какие загадки об осени, осенних явлениях вы знаете?
Дети загадывают загадки.

11. Упражнение «Назови осенние приметы»
Воспитатель. Какие народные приметы об осени вы знаете?
Дети. Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Если в октябре листья с березы и дуба опадают не чисто - готовься к суровой зиме.
Много желудей на дубу уродилось - к лютой зиме.

12. Пальчиковая гимнастика «Посмотрите, дождь полил» (народная потешка).
Посмотрите, дождь полил (указательный палец правой руки стучит по левой ладони).
Воробьишку намочил. (Показывают ладонями «птичку»).
Он летит к себе домой (машут руками)
Весь до ниточки сырой. (Обхватывают себя руками).
Посмотрите, дождь полил,
Лягушонка намочил. (Прыжки на месте).
Прыгает к себе домой (прыжки по кругу)
Весь до ниточки сырой. (Обхватывают себя руками).
Ой, ой, ой! Дождь полил, (указательный палец правой руки стучит по левой ладони)
Медвежонка намочил. (Кулачки прикладывают к голове).
Мишка топает домой (идут на внешней стороне стопы)
Весь до ниточки сырой. (Обхватывают себя руками).

13. Упражнение «Листопад»
Воспитатель раздает детям, карточки из бархатной бумаги с нарисованными контурами листьев, шерстяные нитки.
Воспитатель. Выложите аккуратно по контуру листья нитками. Угадайте, с какого дерева листочек?
Лист клена – кленовый
Лист дуба – дубовый
Лист березы – березовый

14. Хоровод «На горе-то калина»
Под музыку дети вместе с воспитателем поют и выполняют движения.

15. Итог. Дети проходят в “теплоход”.
Логопед. Мы возвращаемся в детский сад. Вам понравилось путешествовать на теплоходе? Что интересно было делать?

Светлана Никулина
Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки на весенней полянке»

Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок»

село Турочак.

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе

на тему : «Звуки на весенней полянке »

Учитель – логопед

Никулина Светлана Васильевна

Цель : Создать условия для автоматизации звуков [р] , [л], [с], [ш] в словах

и в предложениях.

Приоритетная образовательная область : Речевое развитие.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Задачи :

Коррекционно-развивающие :

Корригировать произношение звуков ;

Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

Корригировать и развивать слуховое восприятие;

Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (развитие ритмичности) ;

Развивать общую моторику, умение согласовать речь с движением;

Развивать внимание, память, логическое мышление;

Корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости) .

Образовательные :

Уточнить и расширить словарь по лексической теме «Весна» ;

Закрепить умение выделять звук в начале , в середине, в конце слова;

Закрепить понятие о гласных и согласных звуках .

Воспитательные :

Воспитывать интерес к занятиям ;

Здоровьесберегающие :

Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;

Соблюдать правильную посадку детей;

Способствовать созданию благоприятного психологического климата;

Соблюдать режим охраны зрения;

Чередовать статические и динамические задания.

Ход занятия:

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Какой сегодня чудесный день. Я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны и добры, мы приветливы, милы. Мы здоровы! Сделайте глубокий вдох носом и вдохните свежесть, доброту и красоту этого дня! А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Подули на правое плечо, подули на левое плечо, подули на потолок, подули на животик, подули на нос, подули на подбородок. Молодцы!

Дети, чтобы вы могли произносить все трудные звуки речи чётко , правильно и красиво мы должны хорошо подготовиться .

«Не циркачи мы не артисты,

САМИ СЕБЕ МЫ МАССАЖИСТЫ»:

Руки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Граблями сгребаем все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Уши растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)

И губами в стороны двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз : пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам)

Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”

Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей теплой кроватке, покажите (ЯЗЫЧОК В КРОВАТКЕ)

А весенним , солнечным деньком Язычок просыпается, моет окошко (ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ)

Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко ! (ЗМЕЙКА)

Язычок смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю (КАЧЕЛИ)

Мимо скачет лошадка (ЛОШАДКА) .

Молодцы!

Ребята, отгадайте загадку?

Дует теплый ветер,

Солнце ярче светит

Вот и кончилась зима,

К нам опять пришла … ВЕСНА

Давайте поиграем в игру «Что бывает весной?»

вы должны отвечать «да» или «нет»

Всем известно по весне много снега на дворе?

У березы на плечах желтый, праздничный наряд?

В мае ландыши цветут, аромат весны несут?

А в апреле Новый год, ёлка снова к нам придёт?

В марте солнце припекает – птичек радостно встречает?

В мае добрый Дед Мороз, ёлку к празднику принес?

Тает снег, бегут ручьи, ходят черные грачи?

Ребята, весеннее солнышко так рада нашей с вами встречи, что от радости рассыпало свои лучики в нашей группе . И теперь солнце не может ярче светить и согревать нас своим теплом. Ребята, мы поможем солнышку вернуть лучики? Чтобы их вернуть мы должны выполнить задания. Вы готовы?

Дарина, возьми и принеси лучик, который лежит на подоконнике.

Что на нем нарисовано? (ручеёк) Какой первый звук в слове Ручеёк ?

Какой это трудный звук ! Как правильно его произносить?

А теперь попробуем “порычать” (Дети “рычат” по взмаху руки логопеда ) :

РРР!- ракета рвётся ввысь!

РРР!- рычит сердито рысь!

Солнечный лучик сможет вернуться к солнышку, если вы правильно повторите предложения :

В зоопарке рычали тигры

Рыбак поймал рыбу

У Раи в корзинке рыжики

В корзине морковь, помидор и огурец

Молодцы, ребята, все справились с заданием, и первый луч отправляется к солнцу.

Евлампий, принеси солнечный лучик, который спрятался под цветком.

Что нарисовано на этом лучике? (лужа) . Какой первый звук в слове лужа ? Как правильно произносить звук [ Л ] расскажет нам Евлампий.

Широкий кончик языка в зубы упирается,

По бокам от языка воздух пробирается.

И получится – певучий, плавный, ласковый и звучный : ЛЛЛ…

Проговорим чистоговорку :

ЛО – ЛО – ЛО – в сосне дупло.

ЛА – ЛА – ЛА – лопата и пила.

ЛУ – ЛУ – ЛУ – купили мы пилу.

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – футбольные голы.

ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – дятел прилетел.

ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ – суп уже остыл.

АЛ – АЛ – АЛ – нужен нам пенал.

А вот и ещё одно задание, возьмите картинки определите, где находится звук [Л] в словах :

ласточка, велосипед, мотоцикл. Посмотрите на эти картинки, какая лишняя? Почему?

Ну, молодцы! Теперь и второй солнечный луч сможет вернуться к солнышку.

Аким, возьми солнечный лучик, который отдыхает на цветке. Скажи, кто на нем нарисован? (шмель)

Какой первый звук в слове ШМЕЛЬ ? Назовите слова со звуком [ш] .

А теперь превратим обычные слова в ласковые (машина – машинка, каша - …, вишня - …, шапка - …, лягушка - …, шар - …, лошадь - …, кошка - … мышь - …

Молодцы, ребята, все справились с заданием и третий луч отправляется к солнцу.

Настя, принеси солнечный лучик, который спрятался под стулом. Скажи что на нем нарисовано? (сосулька) . Определи место звука [с] в слове сосулька. Как правильно произносить звук [c] ?

Слушайте задание, надо сказать полным ответом :

Чем солят суп? – СУП СОЛЯТ СОЛЬЮ.

Кто живёт в конуре? – В КОНУРЕ ЖИВЁТ СОБАКА.

На чем сидят? – СИДЯТ НА СТУЛЕ.

Когда тает снег? – СНЕГ ТАЕТ ВЕСНОЙ.

Игра-упражнение «Солнышко»

(На развитие общей моторики)

Маленькое солнышко я держу в ладошках.

А большое солнце – вижу из окошка.

Маленькое солнышко я беру руками.

А большое солнце высоко над облаками.

Маленькое солнышко мне в ладошки светит.

А большое солнце светит всей планете!

Ещё один четвёртый солнечный луч вернулся домой!

Пятый солнечный лучик отдыхает на ковре и на нем написаны буквы. Давайте прочитаем (А, О, У, Е, И, Э) . Это шесть основных звуков речи .

Ребята, давайте вспомним, какие бывают звуки (гласные и согласные) .

Звуковой анализ слова ВЕСНА .

Последний солнечный луч “возвращается” к солнцу.

Возьмите 10 скрепок-лучиков и сделайте своё солнышко (Задание выполняется за столами под музыку) .

Мы сделали солнышко, каким? (лучистым) . А ещё оно какое? (яркое, весёлое, весеннее , тёплое, ласковое, красивое) .

Все солнечные лучи собрались вокруг солнца, и снова напомнили нам, что наступила…ВЕСНА.

Рефлексия : Вы такие молодцы, теперь вы умеете произносить все трудные звуки ! Трудно было? Что вам понравилось на занятии ?

Когда в детский сад ребята пришли

То многие звуки сказать не могли ,

Свистеть и шипеть ещё не умели,

Рычать и трещать они не хотели.

Теперь говорим мы красиво,

Большое за это спасибо!

Аннотация. Представлен конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы, посещающих занятия на логопункте. Тема занятия «Радость – сердца дар». Уникальностью разработки является само содержание, направленное на формирование социально-коммуникативной компетентности детей во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, методы формирования навыков самовыражения посредством речевого высказывания и рисунка.

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы, посещающих занятия на логопункте

Тема: «Радость – сердца дар»

  • формирование социально-коммуникативной компетентности детей во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, свободное пользование приобретенными речевыми навыками.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закреплять навыки словоизменения, словообразования, согласования прилагательных с существительными;
  • формировать навыки связной речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать чувство языка,
  • формировать навыки самовыражения посредством речевого высказывания и рисунка,
  • совершенствовать темпо-ритмическую сторону речи.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать внимание к собственной речи и речи других людей,
  • соблюдать правила речевого этикета (когда собеседник говорит, его внимательно слушают, не перебивая),
  • совершенствовать навыки взаимодействия детей и взрослых,
  • развитие творческой активности.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие: взаимодействие со сверстниками и взрослыми, эмоциональная отзывчивость;

Физическое развитие: формирование мелкой моторики и координации;

Художественное воспитание: эстетическое восприятие музыки и изобразительного искусства, передача эмоционального состояния в спонтанном рисунке.

Развитие психических процессов: взаимодействие основных сенсорных систем (визуальной, аудиальной, кинестетической); межполушарное взаимодействие.

Сюрпризный момент (радужный палантин, подарки)

Оборудование:

  • мультимедийная система (ноутбук, проектор, экран, колонки), краски, бумага, сладкие подарки (фрукты), музыкальные фрагменты, слайды, мяч среднего размера, легкий палантин цветов радуги, колокольчик.

Ход занятия

Дети и родители входят зал под музыку. Дети становятся в круг. Родители занимают места для зрителей. Логопед предлагает выполнить детям логоритмическую разминку.

1.Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Вокруг себя покружимся,
С солнышком подружимся!
К небу потянулись –
Друг другу улыбнулись!

2. Здравствуй, солнце золотое! (пальцы правой руки по очереди здороваются)
Здравствуй, небо голубое! (пальцы левой руки по очереди здороваются),
Здравствуй вольный ветерок! (бегло соприкасаются пальцами обеих рук)
Здравствуй, здравствуй, мой дружок! (пальцы рук сложить в замок).

Логопед: Поприветствуйте гостей и ваших родителей (воздушный поцелуй, улыбка, кивок головы, взмах рукой, рукопожатие для мужчин).

Логопед: дети, встаньте в пары, повернитесь друг к другу и образуйте два круга.

Дети из внешнего круга (показать жестом) по сигналу колокольчика будут делать шаг вправо, чтобы поменять пару. Проводится игра «Я хочу тебе пожелать…».

Молодцы, дети, вы пожелали друг другу много хорошего. Какое у вас стало настроение? Ответы детей.

Дети рассаживаются полукругом на стулья.

Логопед: слышали ли вы когда-нибудь такое выражение при встрече «Рад Вас видеть!»?

Когда-то в давние времена люди здоровались так «Радуйся, Арина!», «Радуйся, Миша!», «Радуйся, Настя!» Люди желали друг другу радости!

Как вы думаете, где в нашем теле живет радость, как мы можем ее почувствовать? (ответы детей). Подвести к пониманию того, что радость живет в сердце человека.

На экране демонстрируется слайд.

Какой день на картине? Солнечный, радостный!

Мы не видим лицо девушки, но как вам кажется, какое у нее настроение? Радостное!

Почему радостное? Чему она радуется? Ответы детей.

Я хочу раскрыть вам один маленький секрет (шепотом).

Ра- на древнем языке означает СОЛНЦЕ! Радость дает людям солнце!

Можем мы сказать, что у девушки на картине солнечное настроение?

Что еще может быть солнечным? День, зайчик, цветок (подсолнух).

Ваши родители подготовили для вас солнечные и радостные стихи.

Родители читают короткие высказывания и стихи:

«Мама солнышко мое, я – подсолнушек ее», «При солнышке тепло – при матери – добро».

Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
С ясным днем! -
Вот как славно мы поем!
Е. Благинина

Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Г. Бойко

Благодарим вас, мамы и папы.

Логопед, обращаясь к детям: Можем мы так сказать: «солнечный человек»? О каком человеке так говорят? Ответы детей обобщаются (улыбчивый, всем улыбается, приветливый, добрый). Есть вокруг вас такие люди? Друзья? Близкие? Расскажите о них, пожалуйста. Заслушиваются ответы детей.

Как можно подарить радость другому человеку? Рисунок, подарок, улыбнуться, похвалить, цветы, сладости, позаботиться, помочь в чем-то.

Ра-дуга и ра–дость похожие слова? Радуга – солнечная дуга. Какого цвета радуга? Разноцветная! Кто помнит, какие цвета составляют радугу? (КОЖЗГСФ)

Предлагаю вам поиграть в игру «Цветные слова».

Встанем в круг, пригласим и взрослых поиграть с нами.

Бросают мяч, называют словосочетания.

Подберем и назовем разные слова к словам «красный», «красное», «красная».

Подберем и назовем разные слова в словам «зеленый», «зеленая», «зеленое» и т.д.

После игры логопед предлагает детям нарисовать свое настроение цветами радуги.

Сюрпризный момент. Детям и родителям предлагается пройти под радужным палантином (взрослые за руку вместе с детьми).

Логопед: Ваши родители приготовили для вас праздничное угощение по случаю праздника — вы завершаете занятия на логопункте, многому научились, подготовились к школе. Желаю вам радостного настроения и пусть ваша речь всегда будет чистой, грамотной и выразительной.

Коротовских Л.А.,
учитель-логопед