Как живется женщинам в игил. Во власти тьмы: как живут люди под оккупацией игил — неожиданные откровения (фото, видео) И много было постов
«Никакой идеи, только деньги»
Корреспондент “Ъ” Александра Ларинцева встретилась с врачом Умаром Магомедовым, оказывавшим медицинскую помощь боевикам запрещенной в России террористической организации ИГ . Он уехал помогать раненым боевикам, однако быстро понял, что ИГ существует совсем не ради высоких целей . Разочаровавшись, продал свой автомат, чтобы на вырученные деньги вернуться домой. За попытку побега в Сирии его наказали публичной поркой, а в России осудили за террористическую деятельность.
«Я слушал-слушал и созрел»
В 2013 году, учась в Ставропольской медакадемии, я всерьез стал интересоваться исламом. Сошелся близко сначала с Шамилем - студентом из Дагестана, а уже через него со своими однокашниками по медакадемии (по делу о вовлечении в террористическую деятельность были осуждены несколько студентов.- “Ъ” ). Сначала говорили о религии . Потом ролики начали смотреть о войне в Сирии . На видео люди жаловались, как им тяжело, сколько погибает народу из-за того, что элементарно некому кровь остановить - медиков нет. Обсуждали все это. Я слушал-слушал и созрел...
- Как родственники отнеслись к твоему решению?
А я никому об этом не говорил. Мы с Шамилем созванивались по телефону, по интернету связывались, а потом купили билеты на самолет до Стамбула. Там нас уже, можно сказать, вели . В Стамбуле дня три жили на частной квартире. Там раненые боевики были, один без руки, другой без глаза. Они долечивались там, видимо. Ну и, как я понял, собирали новобранцев. К нам еще двое ребят добавились - один из Дагестана, другой из Чечни .
- Границу перешли без проблем?
Нас отвезли на автовокзал, посадили на автобус до Газиантепа, а там уже ждал чеченец. Я его запомнил по ране на лице. Он нас послал в гостиницу и сказал ждать. Нас забрал минивэн с арабом и турком. За городом к нам посадили еще человек шесть. В таком составе доехали до какого-то села, где нас ждал проводник. С ним мы без проблем пешком перешли через границу . На той стороне уже ждал автобус, который привез нас в город Джераблус. Там находился перевалочный пункт «мадофа». Такая большая территория, огороженная забором, а внутри здания типа общежитий. За периметр выходить запрещалось, его постоянно охраняли пять-шесть вооруженных боевиков. Да поначалу уйти никто и не пытался.
- Много людей было в этом пункте?
- Человек 300–400 разных национальностей. Женщины и мужчины жили отдельно, даже если они были семейные. У всех забрали все документы и телефоны. Какие-то арабы проводили опросы, спрашивали о цели приезда, кто может за тебя поручиться. Все заносили в ноутбук. Вели себя вежливо, просили не обижаться, говоря, что эта проверка - простая формальность. Никто, конечно, не предупреждал, что документов своих мы уже не увидим и уехать будет нельзя. Такой вот билет в одну сторону.
- Все, кто приезжал, поддались на призывы в интернете?
В основном да. Там с пропагандой все было серьезно. Уже на месте, когда там пожил, с людьми познакомился, узнал, что для этого у ИГ (запрещено законодательством РФ.- “Ъ” ) были специальные подразделения. Они базировались в Ракке и Табке. У них и финансирование отдельное было, свои штаты, свои СМИ. Задача перед ними стояла одна - только агитация и вербовка . Свои подразделения у них были и в Турции, и в Европе , и России. А те, кто внутри, в Сирии,- как военкоры работали: выехать, снять, смонтировать. Знакомые, которые там работали, рассказывали, что у них специалисты были, которые до этого чуть ли не в Голливуде обучались , потому что могли такие монтажи делать, которые и в фильмах редко бывают,- чтобы ролики зрелищными были. И переводы делали к ним на русском, французском, немецком, даже на китайский переводили, адаптируя под аудиторию. У них очень широкая география агитации была.
- Сколько заняла проверка?
Дней десять. Можно было и быстрее всех проверить, но мы ждали очередь, чтобы перейти в «муаскар» - это уже тренировочный лагерь для новобранцев . Всех мужчин потом перевезли в такой лагерь под Раккой возле гидроэлектростанции на реке Евфрат. Амиром «муаскара» был иорданец Абу-Гариб Урдуни. В общей сложности нас там было около 500 человек. Первые две недели нас обучали исламским нормам, как правильно делать намаз и омовение. В сущности, рассказывали вещи, которые и так все знали. Вряд ли туда приезжали люди, которые молиться не умеют. Может, это была адаптация, чтобы к людям привыкнуть, что все ходят в военной форме.
- Откуда люди были в этом лагере?
В моем потоке было много арабов из Египта, Туниса, Ливии, Саудовской Аравии . Из русскоговорящих особенно много было чеченцев, дагестанцев и казахов . Еще через две недели нас рассадили по разным автобусам и отвезли еще в один лагерь между Раккой и Шаддадом. Туда через несколько дней приехали члены «казахского джамаата» из батальона «хайбар», забрали меня и еще пять человек и отвезли в свою штаб-квартиру в Ракку. Она была в здании бывшей гостиницы. Амир джамаата по имени Даут объяснил нам, что каждый должен быть приписан к какой-то ячейке ИГ , и мы теперь члены «казахского джамаата». Основная база «джамаата» находилась в городе Шаддад. Там же рядом был еще один военный «муаскар». Его «амиром» также являлся казах по прозвищу Хаттаб, раненный в ногу. Сам он в лагере бывал редко, а обучением новобранцев занимались трое: казах Абу-Умар, киргиз Абдулла и узбек Усман.
- Чему учили?
Каждый отвечал за свое направление. Казах - за физическую подготовку, узбек учил обращению с оружием, а киргиз - теории. Кстати, многие считали, что подготовка там была практически для галочки, почти так, как у нас в школе на ОБЖ: противогаз надеть - снять, автомат разобрать - собрать. Может, это потому, что для медиков «военка» была не главной, конечно.
«С медициной там просто отчаянное положение сложилось»
Поскольку я имел медицинское образование, меня распределили в медпункт в Шаддаде. Я думаю, что и к «казахскому джамаату» меня приписали, потому что в этом городке с медициной просто отчаянное положение сложилось . Специалисты, которые до войны работали, разъехались. В больнице, хоть она и была укомплектована вполне приличным оборудованием, не было людей, которые на нем могли работать. Персонал больницы состоял в основном из арабов, приехавших из Египта и Туниса . Чтобы понимать, о чем мне говорят, я начал учить арабский язык.
В больнице меня определили в приемное отделение. Туда и боевиков раненых привозили, и гражданское население приходило. Еще по списку, который мне выдавали, ездил по вызовам к легко раненным.
- Это все было на общественных началах?
Нет, если ты приписан к «джамаату», то тебе выплачивают 100 долларов в месяц и на питание 40 долларов. Зимой еще могли выдать одежду и отопительные приборы.
- И этого хватало?
Жилье было бесплатным. Его предоставляли всем, кто приезжал в ИГ . Если что-то не устраивало, то можно было занять любой дом, который местные бросили, спасаясь бегством. Продукты были недорогие. Пировать, конечно, не получалось, но жить можно было. Правда, зарплата все время снижалась и уже в 2016 году дошла до 50 долларов.
Я тоже слышал разговоры, что полевые командиры списывали со счетов «джамаата» большие деньги . Вроде на зарплату местным за работу, но деньги до простых людей точно не доходили.
- На территории ИГ какие-то развлечения были?
В Сирии с развлечениями скудно. А вот в иракском Мосуле , который тоже был под контролем ИГ, можно было сходить в бассейн, в парк аттракционов, поехать на речку, достопримечательности посмотреть. В Ираке вообще инфраструктура намного лучше - и дороги, и больницы. Там богаче жили.
- Говорят, что в Шаддаде был рынок, где женщин продавали?
Да, был такой рынок. Туда привозили женщин в основном курдской национальности и продавали их. Цена зависела от внешнего вида и возраста. Молодых и красивых разбирало начальство ИГ , а остальным доставались женщины, которым за сорок. Они годились только в роли горничных по дому. Сам лично видел таких «горничных» в домах некоторых членов ИГ.
- Как вообще там жизнь проходила?
Непредсказуемо. На меня там, кстати, смотрели, как на динозавра - прожить год, а тем более два - для тех мест много . В среднем, после того как заступил на свою должность, человек там проживает два-три месяца, ну, полгода. Там не знаешь не то что может произойти завтра, а уже через час. Ты можешь сегодня в больнице работать в одном городе, а завтра уже в другом находишься и специальность меняешь, потому что в твоем новом городе уже другие флаги висят. Выход - только убегать.
- Другие флаги? Чьи?
Там же много группировок! Я с местными разговаривал, они мне рассказывали, что они по семейному принципу собирают 10–15 человек - и вот уже отдельная группировка, которая готова воевать. Я их спрашивал, вы за что вообще воюете, в чем смысл? А один мне объяснил, что по-другому там просто не выжить. Когда все вокруг с оружием бегают, могут забежать в любой дом, убить, забрать все вещи - остается самим вооружиться. В общем, или ты, или тебя. Я потом с другой стороны на это посмотрел. На видео, которые по интернету присылали, они говорят: мы страдаем, приезжайте, помогите. При этом они люди на самом деле свободные и в любой момент могли уехать в Турцию , например. Это нам, которые из-за границы к ним приехали, тяжело было выехать обратно, потому что нас проверяли, не пускали и наказывали за это.
- Через границу, понятно, перебраться сложно, а из города в город?
Для этого надо было выписывать «иджаза» - разрешение на поездки и передвижения. В этой бумаге обязательно указывалось, куда ты едешь, на какой срок, кто тебе дал разрешение, с его подписью и печатью. Это проверялось на всех постах.
- И много было постов?
В основном на въездах и выездах из городов, и на трассах тоже стояли, проверяли, обыски делали. Все время были на страже, чтобы кого-то не пропустить. А где-то уже с 2016 года у них паранойя началась . В каждом человеке видели шпиона. Да, честно говоря, полного доверия к нам никогда и не было. Такая презумпция виновности: ты виновен, пока мы не узнаем, что ты невиновен. Ну а плюс-минус один человек роли для них не играет, жизнь человека они очень дешево считают.
- То есть среди своих все время шпионов пытались выявить?
По сути, да. Когда туда попадаешь, просто чувствуешь, как будто включился фильтр, который не прекращает работу. И ты постоянно под колпаком. Вот, например, заходишь в интернет-кафе, сидишь, никого не трогаешь. А в этот момент туда заскакивают люди в масках, вырывают у всех из рук телефоны и начинают проверять : с кем переписываешься, на какие сайты заходишь. Дома ведь у себя интернет держать нельзя. Если увидят с «тарелкой», сразу вопросы начинают задавать: как, ты пользуешься интернетом, почему скрытно от всех его установил? Если просто с родными поговорить, то ты же не будешь дома у себя интернет прятать? Вот такая логика у них была. При этом командиры имели свободный доступ к интернету.
- Что было с обвиненными в шпионаже?
Публичная казнь. Человека могли расстрелять или голову отрезать, а потом тело еще висело несколько дней с табличкой, типа «враг народа ». Когда бомбежки начались, на трупах писали, что это они виноваты в том, что давали координаты и цели врагам. Насколько это обоснованно было, сказать трудно. Такие казни - своего рода агитационный ход , как устрашение в назидание другим - якобы человек, из-за которого другие погибли, справедливо наказан. Многие этому верили. Это уже потом я понял, что верить всему тому, что боевики говорят, нельзя, потому что я сам в их тюрьме побывал , видел, что там из тебя просто выбивают показания, видел людей, которые на самом деле ничего не делали, не выдержали пыток, признались, и их тоже казнили.
- Как попал за решетку?
Это длинная история. Еще в 2015 году мы в Шаддаде встретились с братом. Он с другими новобранцами должен был ехать в Мосул . Потом, когда мы встретились снова, он сказал, что организует наш отъезд домой, в Россию . Но все время не получалось. Коридоры, которые в Турции были, перестали работать. То есть попасть на войну в Сирию или Ирак через Турцию еще было можно, а вернуться назад - нет. К концу февраля 2016 года, когда курды начали наступление на Шаддад и нам сказали, что воевать придется всем, в том числе медикам, я практически сбежал оттуда. Жил месяца два на границе Сирии и Ирака в маленьком городке. Потом из Мосула приехал брат вместе с парнем из Дагестана. Ждали отмашки от общего знакомого, родом из Карачаево-Черкесии , который должен был договориться о переходе через турецкую границу. Связывались по WhatsApp, но выехать не получалось. Уже шли бои в районе границы. Тогда мы перебрались в Ракку. Жили там около месяца в гостинице. Иногда ходили по городу. В итоге нас остановила местная полиция «шурта», чтобы проверить документы. Естественно, сразу всплыло, что я уже много времени не работаю ни в больнице, нигде. И начались вопросы: откуда у тебя деньги, на что живешь. После этого нас и отправили в тюрьму местной службы безопасности «амният».
- А на что ты действительно жил это время?
Автомат продал. Там оружие продать вообще не проблема. Хороший российский автомат там стоил тогда 500–600 долларов. Те, кто разбирался в оружии, говорили, что это дешево, но сильно не поторгуешься.
- Кто в тюрьме занимался дознанием, арабы?
Нет, там были русскоязычные . Правда, лиц их я на допросах не видел. Они были постоянно в масках: никаких имен, никаких лиц. В тюрьме теряешь представление о времени, ни с кем нет связи и никто не знает, где ты. Просто в один прекрасный день пропал, и все. Там тебе даже не говорят, когда будет суд. Но практически каждый день говорят, что убьют тебя сто процентов, поэтому лучше признайся, помоги следствию и, может, избежишь тяжелой участи. Кому-то, кто послабее, обещали отпустить после признания, кому-то за признание обещали, что долго мучить не будут. Мне так постоянно говорили, что уже бумаги пришли на казнь, поэтому нет смысла дальше отпираться. В общем, ничего не доказали, а за то, что мы хотели уехать в Россию, мне и брату назначили 300 и 250 ударов плетьми.
- Судили по шариатским законам?
Говорили, что по шариату судят. Но на самом деле это был свод законов, часть которого была взята из шариатского права, а другая часть - это то, что придумали их судьи.
- Сколько времени в себя приходил после экзекуции?
Месяца два. Потом нас с братом отправили в «муаскар тауби» в провинции Хомс . Это посреди пустыни огромный бункер, в котором было человек сто, в основном таких же, как мы, отправленных сюда на «перевоспитание» . Я, во всяком случае, понял, что человек 70–80 из тех, кто там был, тоже пытались вернуться домой через турецкую границу. Для нарушителей был комплекс воспитательных мер: например, перетаскивать с места на место камни. Ночью спать не давали , заставляли выбегать на улицу, обливали водой, заставляли ползать. Потом еще больше месяца мы находились в пустыне где-то на границе провинции Хомс, а потом нас отозвали в Ракку. Всех снова распределили по разным ячейкам ИГ. Брат тогда снова связался с земляком, и он рассказал, как добраться до провинции Дейр-эз-Зор. Там мы сдались правительственным войскам . Где-то месяцев семь, пока шла проверка, снова сидели в тюрьме. Поскольку в боевых действиях мы непосредственно не участвовали, то попали под амнистию правительства Сирии. Нас из Дамаска отправили самолетом в Москву.
На первый взгляд там все были за одну большую идею «исламского халифата», но если чуть копнуть, то у каждого человека была своя история, почему он там находился . Кто-то реально был идейный, из тех, кто хочет захватить весь мир. Местные сирийцы хотели только Сирию захватить и власть поменять. Причем одни сирийцы говорили, что хотят других законов, а другие - что законы их устраивают, просто пусть Башара Асада не будет. Были и те из местных, кому просто деньги были нужны . Их Америка или Турция спонсировала. А из тех, кто приезжал из других стран, тоже все очень разные: часть идейные, которым внушили, что джихад - это война за веру, хотя на самом деле джихад - это усердие, а не война. У кого-то проблемы с законом были… Поэтому за что ИГ воюет, и не скажешь,- непонятно, как сформулировать.
- Для себя вы выводы сделали?
Если совсем коротко ответить, то я совсем не рад, что туда поехал. Это была глупость и результат поспешных решений. Там вообще ничего нет, чтобы ради этого туда ехать. Никакой идеи, только деньги, которые кто-то получит, а ты заплатишь за это жизнью.
«Нас берут напрокат, покупают, получают в подарок». История бывшей рабыни ИГИЛ
Пленники джихада. Документальный фильм Александра Рогаткина
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…
Даже в таком опасном городе, как Фалуджа, который находится примерно в 65 километров к западу от Багдада, у Салима была особенно опасная профессия, которая — пока он жил в городе — была связана с ежедневым риском подвергнуться физическому наказанию и разориться. 35-летний мужчина, который, как и все герои этой статьи, не хочет, чтобы в газетах появилось его настоящее имя, является единственным работником в семье и к тому же заботится о своем старом больном отце. Когда ИГИЛ захватила Фалуджу в январе прошлого года, он зарабатывал на жизнь, работая парикмахером.
В первых полгода оккупации силами ИГИЛ боевики, как правило, не очень требовали строгого исполнения законов исламского фундаментализма. «Исламское государство» не обладало все полнотой власти в городе и не хотело настраивать население против себя. Но в некоторых важных вопросах принципиального характера — например, правильная прическа настоящего мусульманина — боевики были жесткими и непреклонными с самого начала. Обязательным было носить бороду: никому из мужчин не разрешалось брить бороду, а стрижки западного образца были запрещены. «Бритье бороды было запрещено, и наказание за бритье клиентов было жестоким», — рассказывает Салим. Боевики ИГ закрыли в Фалудже большинство мужских парикмахерских — а салон Салима продолжал работать «потому, что мой салон был просто скромным заведением без вывесок — вот они его и не закрыли».
Но даже несмотря на то, что его парикмахерскую не закрыли, действовали строгие ограничения в отношении перечня услуг для клиентов, поэтому на содержание семьи заработка не хватало. Он постарался увеличить свой доход и подработать продажей овощей на рынке, но когда ему звонили давние клиенты, друзья или родственники, которым надо было подстричься, он работал только в салоне.
Все шло нормально, пока однажды — в день свадьбы двоюродного брата — не разразилась беда. Он рассказывает: «Мой двоюродный брат пришел ко мне в салон и попросил не только подстричь его, но и сбрить ему бороду». Салим испугался такой сулящей беду просьбы, поскольку знал о том наказании, которому ИГИЛ, скорее всего, подвергнет любого парикмахера, нарушившего запрет на бритье бороды. Он решительно отказался выполнить просьбу брата, но тогда тот попросил сделать ему модную короткую стрижку и срезать те длинные волосы, которые надо было носить, как того требовали власти ИГ. Двоюродный брат убеждал его, что «никто не заметит, так как дело уже близится к вечеру, и на улицах никого нет». Нехотя Салим выполнил просьбу брата, и «для красоты уложил волосы гелем».
Салим и его двоюродный брат вскоре поняли, что очень недооценили то, как тщательно ИГ следит за запрещенными стрижками. Через четыре дня после свадьбы Салим узнал, что информатор ИГ сообщил о его незаконном действии местным религиозным властям. Его арестовали и затем приговорили к публичной порке — 80 ударам плетью, и кроме того, его парикмахерский салон было приказано закрыть. На деле он получил только 50 ударов, после чего потерял сознание, и его отвезли в больницу.
Лишившись возможности зарабатывать в Фалудже, Салим поехал сначала в столицу провинции Анбар Рамади, которая почти полностью находилась под властью боевиков ИГИЛ, и где жил его брат. Но город бомбили самолеты иракской армии и обстреливали вооруженные отряды шиитов, поэтому он перебрался в Багдад, а оттуда в Эрбиль — столицу иракского Курдистана — где и надеется найти работу. Он один из числа тех многочисленных беженцев, которые перебрались с территорий, подконтрольных боевикам ИГ, и у которых журналисты The Independent взяли интервью, чтобы получить представление о повседневной жизни в самопровозглашенном халифате.
За последние полгода мы побеседовали с каждым из них — от боевиков и фермеров до вождей племен и матерей семейств — о том, что они пережили. Мы старались узнать не только о том, как арабы-сунниты, покинувшие свои территории и пытающиеся усыпить подозрения «приютивших» их курдов, ежедневно обличают и осуждают свои бывшие власти. Среди свидетельств очевидцев — рассказ боевика ИГИЛ, назвавшегося Хамзой, который сбежал из Фалуджи потому, что считал, что ему прикажут казнить знакомых ему людей, а еще ему предлагали секс с езидскими девушками, который, как ему показалось, ничем не отличался от изнасилования (езиды — представители курдской этноконфессиональной группы. В отличие от курдов, езиды в свое время отказались принять ислам и считаются «неверными», — прим. перев.). А еще — рассказ жены офицера иракской армии, оказавшегося командиром ИГ, которая убежала от него, поскольку думала, что муж заставит ее стать террористкой-смертницей.
Многие из тех, кто искал убежища под покровительством Регионального правительства Курдистана, пытались убежать от нищеты и насилия. Другие называли две причины своего бегства: они боялись, что их сыновей призовут в армию ИГ, и они станут боевиками, или их незамужних дочерей насильно выдадут за боевиков ИГ. Так называемое Исламское государство крайне милитаризовано, и его армия всегда пользуется преимуществами.
Пять-шесть миллионов человек, живущих на территориях, подконтрольных ИГИЛ, существуют в мире запретов и строгих правил, определяющих, что плохо, а что хорошо. Нарушение этих боговдохновленных законов жестко карается. При этом преследуется цель — смоделировать человеческое поведение таким, каким оно было в седьмом веке во времена Пророка.
Законы четко определяют, кто является мусульманином, а кто — нет, шииты и езиды считаются воплощением шайтана — «неверными» и «язычниками», которых нужно убивать или порабощать. Отношения между мужчинами и женщинами жестко регламентированы, причем, последние низводятся до уровня вещи. По словам Салима, в Фалудже нет ни одного человека, который не знал бы правил ИГИЛ, поскольку раньше их публично зачитывали каждый день — правда, теперь только три раза в неделю. По памяти он привел несколько примеров:
. Девушкам не разрешается ходить в джинсах, они обязаны носить мусульманскую одежду (абайю и чадру), пользоваться косметикой запрещено.
. Запрещено курить сигареты и жевать резинку. За нарушение этого запрета могут назначить 80 ударов плетью, а иногда — в случае неоднократного нарушения — смертную казнь.
. Запрещается произносить слово «Daesh» — арабский вариант ИГИЛ, в наказание за нарушение этого запрета назначают 70 ударов плетью.
. Женские ателье закрываются, если туда зайдет мужчина.
. Женские парикмахерские закрываются по вышеуказанной причине.
. Гинекологами могут быть только женщины.
. Женщинам, торгующим на базаре или в магазине, сидеть на стульях запрещено.
. Во время совершения молитв магазины закрываются.
. Таксисты, которые отвозят клиентов на большие расстояния без просьбы пассажира и потом требуют денег за то, чтобы отвезти его назад, считаются виновными в «ущемлении интересов народа» (судя по всему, это распространенное преступление в Фалудже). Наказание — ампутация руки или обезглавливание.
. Салим мог бы назвать еще много других преступлений и запретов. Женщин, которые выходят из дома без сопровождения мужчины, офицеры ИГИЛ доставляют домой, а их мужьям назначают наказание — 80 ударов плетью.
Когда 29 июня прошлого года власти ИГ заявили, что возрождают халифат, их противники за рубежом надеялись, что эти необычные чуждые законы и жестокие меры их исполнения вызовут протесты среди местного населения. Как-никак, предписанные для исполнения порядки выходили за рамки шариата или законов ваххабизма, принятых в Саудовской Аравии, многие из догм которых аналогичны предписаниям ИГ.
Волну возмущения в Мосуле вызвали новые законы о зависимом положении женщин и уничтожение знаменитых мечетей — например, мечети пророка Юнуса (Ионы) в Мосуле, которую власти ИГИЛ сочли гробницей. Однако не было даже намека на контрреволюцию или результативное вооруженное сопротивление тому движению, которое беспощадно уничтожило всех оппонентов. Среди жертв — суннитское племя Альбу-Нимр, которое стало свидетелем казни 864 своих соплеменников. И на данный момент реакцией тех людей, которые живут на территории ИГИЛ, ненавидят его и боятся, стало не сопротивление, а бегство.
История парикмахера Салима из Фалуджи помогает объяснить, почему это произошло. ИГИЛ отслеживает и ограничивает передвижение людей на своей территории, но Салим смог перейти границу через пограничные пункты ИГ и попасть в Рамади, объяснив, что едет навестить брата. На самом деле он пробыл там только четыре дня из-за авианалетов и артобстрелов, которые проходили за несколько дней до того, как боевики ИГИЛ 17 мая захватили последние анклавы, удерживаемые правительственными войсками. Салим рассказал, что тогда из Рамади уезжали многие семьи, но при этом он сделал важное замечание, что «многие решили остаться — в их числе был и мой брат. Он тогда сказал, что, хотя они и живут под бомбами, ИГИЛ гораздо лучше, чем вооруженные отряды шиитов и армия Ирака».
Нечто подобное заявил в интервью и фотограф Махмуд Омар (Mahmoud Omar), араб-суннит, родители которого живут в Рамади. «ИГИЛ своими действиями многих повергло в ужас, — сказал Махмуд. — Но правительство вместо того, чтобы относиться к нам лучше и расположить к себе, относится к нам еще хуже». В качестве примера он назвал один полицейский участок на территории контролируемого правительством анклава в Рамади, где «полицейские продолжают арестовывать суннитов, пытают их и не отпускают до тех пор, пока их родственники не дадут взятку. Я знаю одного человека, которого продержали там целую неделю и отпустили только тогда, когда его родственники заплатили полицейским 5 тысяч долларов».
В этом — одна из причин силы ИГИЛ. Несмотря на все его промахи, арабы-сунниты в Ираке сравнивают его с деспотичным, неэффективным и преимущественно шиитским правительством в Багдаде. На просьбу сравнить обстановку в Рамади до и после победы ИГИЛ, Салим говорит, что когда в городе у власти было иракское правительство, там не было ни света, ни горючего, ни интернета, ни чистой воды, пригодной для питья и приготовления еды. Местная больница и медицинский центр не работали, несмотря на тщетные просьбы местного населения к властям.
«Когда же к власти пришло ИГ, — говорит Салим, у которого нет оснований восхищаться новой властью, представители которой жестоко его избили и закрыли его салон, — в Рамади привезли много генераторов из Фалуджи и Хесаба. Кроме того, они ремонтируют электростанцию в Хесабе. Что касается больницы, власти ИГИЛ привезли из Сирии врачей, хирургов и медсестер, так что она снова начала работать».
Согласно оценкам последнего доклада ООН, более 25 000 иностранных боевиков из 100 стран мира присоединились к воинствующим группам исламских террористов, таким как «Аль-Каида» и «Исламское государство»*, только за последние годы, причем 71% из них – за период с лета 2014 по март текущего года.
На фоне растущего числа лиц, примкнувших к участию в деятельности экстремистских исламистских группировок, особо обращает на себя внимание увеличение числа девушек, все активнее устремляющихся в ряды террористов ИГИЛ*. Их количество измеряется уже не десятками и сотнями, а тысячами, и эта тенденция стала походить на своего рода эпидемию, значительно затронувшую не только мусульманские, но и европейские государства, а также в определенной степени США, Канаду, Австралию.
Так, по данным Института стратегического диалога (The Institute of Strategic Dialogue – ISD) в Лондоне, в последнее время наиболее массово в этом процессе стали участвовать представительницы «слабого пола» таких стран, как Великобритания, Дания, США, Франция, Германия, Швеция, Финляндия, Норвегия, Австрия, Россия, а также Австралия и Канада.
В исследовательских центрах различных стран пытаются определить, чем же обусловлена возросшая активность приобщения девушек к ИГИЛ и каковы возможные рецепты в целях принятия превентивных мер в странах, охваченных этим процессом.
Как показывают различные европейские исследования, присоединяющихся к ИГИЛ женщин-иностранок в основном можно разделить на следующие возрастные группы: 15-18 лет, 20-21 год, 25-26 лет и, примерно, 45 лет. Большинство из них – представительницы среднего класса, но определенная часть – это девушки из малообеспеченных слоев общества, всю жизнь прожившие в пригородах или в сельской местности.
Безусловно, у каждой из этих групп есть свои возрастные и социальные мотивации принятия подобных решений. Как отмечается в подготовленном Institute for Strategic Dialogue и International Center for the Study of Radicalization Королевского колледжа в Лондоне докладе, «женщин влекут к ИГИЛ разные факторы, в том числе чувство своей изолированности, убеждение, что международной мусульманской общине угрожает опасность и желание обрести духовных сестер (они особенно важны для девушек-подростков)».
Определенная часть девушек следует за своими бойфрендами, тогда как другие, напротив, стремятся к независимости и вынашивают собственные исламистские планы, возникшие в процессе их обработки различными религиозными кругами, в том числе и в результате активного общения в социальных сетях, чем сегодня поголовно занято большинство молодежи.
При этом следует отметить, что в последнее время основной эмиграционный наплыв молодых людей в Европу и другие промышленно-развитые регионы происходит из мусульманских государств арабского мира и Африки, значительная часть бойфрендов и контактов молодых западноевропейских девушек в соцсетях придерживается мусульманского вероисповедания, что также побуждает девушек к углубленному познанию основ ислама. В этой работе ИГИЛ активно использует возможности социальных сетей в целях воздействия на широкие массы.
В процессе такого общения, естественно, затрагиваются и обсуждаются негативные аспекты и пороки, поражающие нынешнее общество, в частности, разрушение идеологических ориентиров, снижение роли семьи и традиционного брака, а главное – подчеркивается неустанная борьба приверженцев ислама за сохранение и торжество общепризнанных жизненных устоев, в противовес христианской религии.
К сожалению, нередко такие обсуждения в Интернете изобилуют экстремизмом, который, в принципе, весьма легко проникает в сознание молодежи, а тем более, когда его проповедуют опытные представители исламистских группировок.
В результате увлекшиеся девушки переходят в ислам из христианства, иудаизма и буддизма или же отказываются от агностических или атеистических взглядов своей семьи. В результате искаженное восприятие общества (в частности, братьям по вере – суннитам нужна помощь в борьбе с вредоносной и еретической властью Асада, а для суннитов алавиты – это секта извращенцев) подталкивает девушек к присоединению к «священной войне» на Ближнем Востоке, у них возникает желание сражаться наравне с мужчинами в «горячих точках» на стороне ИГИЛ.
Идеализированный образ мужчины, который идет на смерть и проявляет стойкость веры и убеждений, является ключевым для таких девушек, окруженных, как им кажется, у себя на родине нерешительными, слабохарактерными и женоподобными юношами. Воплощающий в себе добродетели молодой человек становится в конечном счете идеальным кандидатом в мужья, способным помочь укрыться от растущей нестабильности современного мира и измененных в последние годы семейных отношений на Западе. Эти девушки обычно категорически не принимают независимый и индивидуалистический образ мужчины и женщины, царящий в нынешнем обществе, они ищут нечто вроде антропологической утопии.
Наивно романтическое восприятие любви накладывается при этом на тягу к войне и насилию, в результате чего значительная часть девушек оказывается буквально загипнотизированной военной агрессией. Нельзя забывать, что насилие может показаться привлекательным не только мужчинам, но и женщинам, а жизнь в экстремальной ситуации приобретает смысл, позволяющий на время изменить свое положение в западном обществе.
Участие девушек в террористической деятельности ИГИЛ не является нововведением. Ведь ранее были и другие «революционные» или экстремистские группировки, в том числе в Германии и других европейских государствах (хотя бы «Фракция Красной Армии» – Rote Armee Fraktion, немецкая леворадикальная террористическая организация, действовавшая в ФРГ в 1968-1998 гг.), в деятельности которых в качестве боевиков активно участвовали девушки.
Такими чувствами девушек за последние годы научились прекрасно манипулировать экстремистские сайты «Исламского государства», используя их настроение и обрисовывая «благородный образ женщины», которая может найти убежище от современной неустроенности и жить в абсолютном доверии под крылом мужчины-борца за идею именно в «Исламском государстве».
В этой работе ИГИЛ использует не только открытую пропаганду своих идей, но и другие решения. Так, в феврале с.г. в социальной сети начал набирать вирусную популярность скриншот из эфира телеканала CNN, на котором утверждается, что террористы из организации ИГИЛ рекрутируют женщин с помощью котят и Nutella, показывая потенциальным членам своей организации, что их жизнь в полевых условиях мало чем отличается от жизни обычных людей. О необычной любви членов ИГИЛ к Nutella стало широко известно в августе 2014 года, когда СМИ обратили внимание на то, что террористы любят публиковать в соцсетях свои фотографии с банками орехового лакомства.
Первые группы отправившихся в ИГИЛ девушек превратились в вербовщиков: они отправляют электронные письма, ведут блоги, рассказывают о жизни жен моджахедов в Сирии. Прибыв на место, девушки иногда выходят замуж за европейцев, которые уже влились в ряды исламских радикалов.
К тому же женщины осуществляют надзор над «еретичками» (т.е. ставшими рабынями ИГИЛ езидками и ассирийками, которых используют для удовлетворения сексуальных потребностей боевиков). Такой надзор обычно доверяют перешедшим в ислам западным женщинам, которые входят в бригаду «Аль-Ханса», следящую, чтобы все женщины следовали законам шариата. Членам этого батальона выплачивается жалование в 200 долларов в месяц. Женщины патрулируют улицы и дежурят на блокпостах исламистов группами не менее 6 человек, они наделены «Исламским государством» правом останавливать людей и проверять документы. Прежде всего, это касается женщин, поскольку посторонний мужчина по шариату к ним прикасаться не может. «Женские батальоны» создали еще и для того, чтобы никто не мог проникнуть в столицу ИГИЛ – Ракку или бежать из нее переодетым в женское платье, что неоднократно случалось с боевиками ССА или с разочаровавшимися в «преимуществах» жизни в «Исламском государстве» девушками из Европы.
Значительная часть прибывающих в ИГИЛ из Западной Европы женщин выражает желание воевать на фронте, но интерпретация шариата, пропагандируемая ИГИЛ, официально этого не разрешает. Вместе с тем, военная подготовка этих женщин ведется «Исламским государством» весьма активно и из них даже формируются боевые отряды. Они участвуют в отдельных операциях ИГИЛ, а поскольку погибнуть от руки женщины для любого мусульманина считается большим несчастьем, это является сильным пропагандистским оружием террористов в их борьбе с противниками, т.е. с мусульманами – сторонниками законной власти в регионе.
С учетом непрекращающегося активного рекрутирования ИГИЛ новых сторонников из Европы и других развитых государств, одним из способов не допустить присоединения молодежи, в особенности девушек, к этой террористической организации может стать разъяснительная работа, в ходе которой необходимо настойчиво обращать внимание на реалии жизни под властью ИГИЛ в противовес утопической пропаганде, что, как представляется, в значительной степени способно удержать молодых женщин от присоединения к боевикам. Желательно также привлекать женщин в качестве преподавателей и социальных работников, готовых помочь уязвимым молодым девушкам найти пути решения их социальных проблем в современном обществе у них на родине.
«Я сделала несколько коротких шагов навстречу... Я дрожала. Нервничала. Боялась...» - женщина по имени Шамс описывает мельчайшие подробности своей первой встречи с будущим мужем. Чрезвычайно эмоциональная проза читается как плохой любовный роман:
«Он посмотрел на меня, наши глаза встретились. Мое сердце колотилось со скоростью света. Он улыбнулся и задал вопрос, который я не забуду до конца своих дней: „Можем ли мы пожениться сегодня?“» .
И все же это не стереотипная сказка, в конце читателя не ждут слова «долго и счастливо». Это рассылка от Шамс, женщины, называющей себя «Птицей Джанна» и ведущей блог, который эксперты называют действенным - и опасным - инструментом вербовки в террористическую организацию ИГИЛ.
Шамс - псевдоним, настоящее имя неизвестно - одна из западных женщин, которые оставили свои дома и семьи, чтобы поехать в Сирию и Ирак и присоединиться к ИГИЛ. По приблизительным оценкам, есть еще примерно 550 таких, как она.
Исследователи из Института стратегического диалога (ISD) в Лондоне, обеспокоенные «беспрецедентным ростом числа женских новобранцев» в ИГИЛ, отслеживают более сотни таких женщин через интернет-платформы, включая Twitter, Facebook, Tumblr и разные блоги.
База данных ISD, крупнейшая в своем роде, предоставляет уникальную возможность увидеть повседневную жизнь женщин ИГИЛ. Предполагается, что, если установить, как именно женщины используются террористическими группами, аналитики будут лучше понимать принципы работы этих организаций и способы борьбы с ними. Старший научный сотрудник института Эрин Солтман говорит:
«То, что мы обнаружили, действительно ломает стереотипы. Их возраст колеблется от 13 до 40 лет, у них часто есть хорошее образование, работа и семьи».
Издание CNN получило доступ к новому докладу исследовательской группы, который рассказывает о множестве женщин самых разных возрастов и профессий. Эти женщины играют определенные роли в составе террористической группы, которая в настоящее время контролирует значительные территории Сирии и Ирака.
Блогер
Несмотря на активность Шамс в интернете, сведений о ее подлинной личности мало. Намеки, которые можно встретить в постах, позволяют предположить, что ей 27 и она родом из Малайзии, из индо-пакистанской семьи.
Выучившись на врача, Шамс бросила все, чтобы начать жизнь с нуля под режимом ИГИЛ, где, по ее словам, управляет клиникой для женщин и детей - проводит гинекологические осмотры, назначает антибиотики и делает прививки.
Красной нитью через ее блог проходит благодарность ИГИЛ. Это похоже на женский роман: рассказ о том, как в Сирии она нашла веру, понимание и любовь.
Многое звучит как романтический вымысел, часто встречаются эпизоды, будто нарочно созданные, чтобы не отпустить внимание читателя - например, когда ее муж, якобы борец ИГИЛ родом из Марокко, не реагирует на сообщения, которые она шлет ему на поле битвы: «Обещай мне, что ты дождешься рождения нашего ребенка... Обещай, что останешься жив!», на что муж отвечает: «Иншалла» (как пожелает Бог).
Шамс описывает жизнь в ИГИЛ как утопию, приводя целые списки «преимуществ» для иностранных бойцов - вроде бесплатного жилья и здравоохранения, - и дает советы тем, кто готов отправиться в путь: «Запасайтесь хорошей одеждой и обувью - местное качество вас разочарует».
Но реалии жизни на территории ИГИЛ суровы, и, как жена посреди зоны военных действий, Шамс признает мрачную, «предреченную» участь, которая ждет ее мужа на поле боя, размещая фотографию с подписью: «Пока мученичество не разлучит нас».
Школьницы
Всего несколько месяцев назад твиты Амиры Абазе мало отличались от записок любой другой лондонской школьницы-подростка. Какую обувь купить? Vans. Любимый футбольный клуб? Челси. Самый ненавистный школьный предмет? Статистика.
Но в январе лента 15-летней школьницы заполнилась потоком сообщений о тяжелом положении сирийских беженцев - многие были адресованы Кадизе Султане и Шамиме Бегум, ее одноклассницам в колледже Бентал Грин Текнолоджи в восточном Лондоне. Мелани Смит из ISD, которая проследила за онлайн-поведением Абазе, чтобы понять, чем ИГИЛ привлекает молодых девушек, говорит:
«Это очень быстрый процесс радикализации. Мы можем своими глазами увидеть, как девушка становилась все более политически ангажированной Сирией, пока, наконец, не приняла решение уехать туда» .
Считается, что мысли о присоединении к ИГИЛ появились у Абазе, Султаны и Бегум из-за отъезда одноклассника в Сирию в декабре 2014 года. Вскоре после этого твиты Абазе стали куда менее подростковыми и куда более - политическими и религиозными. Эрин Солтман утверждает:
«Очень часто для женщин причиной становится сильная эмоциональная тяга к глобальной проблеме. Они не замечают экстремистских взглядов, но наблюдают, что мир обозлился на это мусульманское сообщество, что мир жесток к нему, и видят свою роль и религиозную задачу в том, чтобы создать безопасное пространство для всех мусульман - и для этого очень трудно найти контраргументы. Такое мировоззрение очень расширяет их права и возможности» .
В феврале в ленте Абазе появилась картинка, изображающая трех девушек, полностью скрытых паранджой, спиной к камере. Подпись гласила «Akhwaat» - «сестры».
Четыре дня спустя камера в аэропорту засекла подруг- они улетали в Стамбул. Еще на одной записи видно, как девочки встречаются с кем-то, кого полиция опознала как контрабандиста, который должен был переправить их через турецкую границу в Сирию.
Семьи всех трех школьниц опубликовали трогательные публичные призывы вернуться, но не получили ответа.
В апреле от девочек появилась первая весточка: Абазе опубликовала в Twitter фотографию с едой - шашлыком и рисом - и подписью «фастфуд в Даула». Слово «даула» означает «государство» и часто используется последователями ИГИЛ как обозначение самопровозглашенного государства шариата.
Считается, что в последний раз все трое были вместе в Ракке - оплоте ИГИЛ. На прошлой неделе адвокаты их семей выпустили заявление о том, что некоторые из девушек вошли в контакт со своими родственниками:
«Они дали понять, что здоровы и в безопасности, хотя уже не вместе, и что вряд ли вернутся в Великобританию в ближайшем будущем» .
Вербовщик
Семья Аксы Махмуд считает, что их дочь - по крайней мере, отчасти - виновата в том, что Абазе, Султана и Бегум отправились в Сирию.
Махмуд было 19, когда она вышла из дома в богатом районе Глазго, Шотландия, в ноябре 2013 года, как всегда обняв на прощание своего отца Музаффара, - а затем исчезла. Четыре дня спустя она позвонила родителям, чтобы сообщить, что пересекла границу с Сирией.
С тех пор как Махмуд добралась до места, в блоге в Tumblr, который, предположительно, ведет она сама, появляются регулярные сообщения, призывающие других людей отвернуться от своих семей в пользу джихада.
И хотя некоторые из этих сообщений похожи на записки фанатика, другие остаются совершенно подростковыми. В ответ на предположение, что британские власти могут конфисковать паспорта тех, кто пытался присоединиться к ИГИЛ, Махмуд написала:
«Ух ты, валлахи адхеем (клянусь Богом), это самый большой курьез этой недели» .
Превращение Махмуд в экстремистку ошеломило родителей девочки, которые настаивают, что она росла как обычный подросток. В интервью CNN ее отец сказал: «Она была лучшей дочерью, какую только можно представить. Мы не можем понять, что с ней случилось».
В заявлении, опубликованном, когда исчезли подростки из школы Бентал Грин, семья Махмуд говорит своей дочери:
«Ты позор для нашей семьи и народа Шотландии. То, что ты делаешь - извращенное и злое искажение Ислама» .
Дитя
По словам исследователей ISD, Зайнаб Шарруф разместила эту фотографию в Twitter с подписью: «Прохлаждаюсь в Халифате, люблю свою жизнь»
Зайнаб Шаруфф - не из тех, кто добровольно присоединился к ИГИЛ; ей было всего 13, когда ее отец Халед Шаруфф, осужденный за терроризм, собрал семью и переехал из Австралии в Сирию - по паспорту брата, чтобы не попасться властям. Тем не менее девушка, кажется, освоилась с жизнью на территории ИГИЛ - по словам исследователей ISD, записи в блоге Зайнаб свидетельствуют, что она «стала очень вовлечена в экстремистскую идеологию насилия ИГИЛ».
Спустя чуть больше года после прибытия в Сирию Зайнаб, как сообщается, вышла замуж за лучшего друга своего отца, Мохаммеда Эломара, бойца ИГИЛ родом из Сиднея.
Эломар стал печально известен в австралийских СМИ за публикацию фотографий, на которых он сам, его жена и сыновья держат в руках головы казненных жертв ИГИЛ. Он также утверждал в интернете, что продавал захваченных девочек в рабство - за 2,5 тыс. долларов каждую.
Вскоре после прибытия на территорию ИГИЛ, Зайнаб (предположительно) стала публиковать посты в Twitter под эпиграфом «От страны антиподов до мухаджиры на землях Халифата», что означает «От австралийки до переселенца в Халифате».
Исследователи ISD говорят, что, когда она впервые оказалась в своем новом доме в Ракке, ее сообщения отражали «вкусы и желания девочки-подростка, выросшей на Западе» - она была очень привязана к своему iPad и мечтала о розовом Lamborghini.
Однако вскоре ее посты Twitter начали повторять экстремистскую риторику отца - она открыто говорила о теракте 9/11 как о празднике. Среди прочих фотографий есть «семейное фото» женщин семьи Шарруф с АК-47 в руках, сидящих на белом BMW.
Правда, другой пост гласит: «Я не экстремист, я просто следую дин». Это арабское слово, которое означает «вера».
На прошлой неделе, после того как появились сообщения, что семья, возможно, намерена вернуться домой, австралийский премьер Тони Эбботт предупредил, что в этом случае им придется столкнуться «со всей суровостью закона».
Вдовы
Всего год назад близнецы Сальма и Захра Халане были популярными, успешными подростками, старательными английскими школьницами, мечтающими о карьере в медицине.
Но в июне 2014 года в возрасте 16 лет девочки сбежали от родных, которых местное сообщество описывает как «очень религиозную семью в северной Англии», отправившись сперва в Турцию, а затем через границу в Сирию.
В течение нескольких недель, по словам ISD, их обеих выдали замуж за бойцов ИГИЛ; в аккаунте Twitter, который предположительно принадлежит Сальме, можно найти советы другим потенциальным перебежчикам о том, как найти мужа на территории Исламского государства.
Исследователи ISD говорят, что ее сестра Захра использует свой популярный аккаунт Twitter, чтобы восхвалять действия исламских террористов.
11 сентября она написала твит:
«С днем #9/11! Это самый счастливый день в моей жизни. Надеюсь, такое случится вновь иншалла #ИГ» .
В не меньший восторг ее привели новости о нападении на Charlie Hebdo в январе.
ISD считает, что мужья обеих девочек были убиты с промежутком в несколько дней в декабре прошлого года. 6 декабря Захра якобы объявила мужа «мучеником» в Twitter: «Он был благословением Аллаха... Я присоединюсь к нему оооооочень скоро:")».
Меньше чем через неделю последовал пост предположительно от Сальмы: «Да приветствует Аллах моего мужа... Я среди жен шахидов (мучеников) и горжусь, что выбор пал на меня».
Девушки сомалийского происхождения, вероятно, попали под влияние старшего брата, который, по мнению властей, отправился на поля сражений Сирии в 2013 году. Как сообщается, он оставил военные действия и сейчас, по данным ISD и местной общины, находится в Дании.
Близнецы ведут себя вызывающе в социальных медиа, но аналитики говорят, что такая преувеличенная публичная активность часто призвана заглушить личные сомнения. Но даже если девушки захотят покинуть ИГИЛ, им придется куда сложнее, чем их брату. Солтман поясняет:
«Если вы женщина, оказавшаяся на территории ИГИЛ, вернуться в западное общество будет для вас в 10 раз труднее. Мы знаем о нескольких сотнях случаев возвращения мужчин, но для женщины это практически невозможно. Так происходит потому, что даже для того, чтобы выйти из дома, вы должны иметь разрешение мужа. Чтобы пройтись по улице, вам нужен эскорт. Как только вы попадаете на территорию ИГИЛ, ваш паспорт конфискуют. Попытка убежать и дойти до границы будет практически обречена на провал» .
* Запрещённая в России террористическая организация
Метки:
Многие женщины были вынуждены выйти замуж за боевиков ИГИЛ из страха за свою жизнь или жизнь родных и близких.
Женщины, живущие на территориях, захваченных ИГИЛ, бесправны и являются живым товаром для продажи в качестве секс-рабынь.
«Мы стояли, а они разглядывали нас, выбирая тех, кто покрасивее, – у кого красивое тело, глаза, волосы, лицо. Они выбирают, насилуют и передают следующим». Это страшные воспоминания 28-летний езидской девушки Газалы из города Синджар на севере Ирака, которой удалось бежать из плена ИГИЛ. Газала, ее сестра и остальные молодые девушки-езидки были отправлены в Ракку в Сирии. Здесь девушек начали продавать в рабство другим боевикам, в том числе иностранцам.
По итогам специального расследования в ООН была подтверждена информация о том, что в ИГИЛ существуют четкие расценки на продажу женщин и детей в рабство.
«Девочками торгуют, как нефтью. Каждую могут продавать и покупать по пять-шесть мужчин. Иногда боевики продают девочек обратно их семьям за выкуп в тысячи долларов», — сказала спецпредставитель генсекретаря ООН по вопросам сексуального насилия в конфликтах Зейнаб Бангура, которая ранее подтвердила наличие расценок.
«У них (ИГИЛ) есть система… Есть руководство по тому, как обращаться с этими женщинами. У них существуют специальные брачные бюро, которые регистрируют все эти т. н. браки и продают женщин… У них определены цены на них», — говорит Бангура.
Террористическая группировка ИГИЛ не ограничивается лишь продажей захваченных и похищенных женщин и девочек. Для получения больших доходов от секс-рабства девочек продают в публичные дома. Очевидцы подтверждают, что ИГИЛ продала публичным домам 12-летних иракских девочек за 30 тысяч долларов.
«Каждый раз, когда он приходил насиловать меня, он молился, — говорит другая девочка. — Я сказала ему – то, что он делает по отношению ко мне, это ужасно и это не сблизит его с Богом. Но он сказал, что это разрешается, что это – «халал».
В августе 2015 года террористы ИГИЛ казнили 19 женщин-рабынь за отказ вступать с боевиками в интимную связь.
В декабре 2015 г. боевики ИГИЛ казнили 837 женщин в иракском городе Мосул. Террористы под разными предлогами приговаривали к казни женщин-кандидатов в советы депутатов провинции, госслужащих, а также тех, кто работал адвокатами, нотариусами и парикмахерами.
Сотни женщин совершают самоубийство, чтобы спастись от сексуального рабства в ИГИЛ, повергая в глубокую скорбь своих родителей и близких.
В апреле 2015 г. боевики разместили в Интернете видео с казнью пожилой женщины, одетой в красную куртку. Суть обвинения – надела красную куртку. Приговор вынесли быстро: просто остановили на улице, заставили встать на колени и выстрелили в голову. Окружающие снимали происходящее на телефоны, никто даже не посмел заступиться за несчастную. Это жуткое видео по-прежнему есть в Интернете.
В декабре 2015 года террористки из женского батальона группировки ИГИЛ убили женщину, потому что она кормила своего ребенка грудью. Инцидент произошел в городе Ракка. Женщина пыталась спрятать ребенка под паранджой, но террористки все равно заметили. После этого они отобрали младенца, а его мать забили до смерти.
Смелая девушка рассказала о зверствах боевиков ИГИЛ
16 декабря 2015 года 21-летняя девушка из Ирана по имени Надиа Мурад Баси Таха из рода езидов, выступила на заседании Совета безопасности ООН в Нью-Йорке. Она рассказала, что провела три ужасно-жутких месяца в сексуальном рабстве у боевиков ИГИЛ.
«Изнасилования - их главное оружие против женщин и девочек. Оно гарантирует им, что больше никогда эти девочки и женщины не будут жить нормальной жизнью, так как после этого ни один мужчина не захочет взять бывшую пленницу в жены или даже прикоснуться к ней. ИГИЛ превратил всех наших женщин в мясо, которое они продают и покупают», - заявила пострадавшая Надиа Мурад Баси.
После выступления члены Совбеза ООН приняли единогласное решение о передаче дела о геноциде езидов в международный уголовный суд.
Материалы предоставлены Комитетом по делам религий Министерства культуры и спорта РК .
Исламское государство, ИГИЛ или ДАИШ - это квазигосударство на территории Ирака и Сирии с шариатской формой правления и штаб-квартирой (фактически столицей) в сирийском городе Эр-Ракка.
В Кыргызстане ИГИЛ признан террористической организацией.
Помимо Сирии и Ирака, ИГ или подконтрольные ему группировки также участвуют в боевых действиях в Ливане, Афганистане, Алжире, Пакистане, Ливии, Египте, Йемене, Нигерии, ведут террористическую деятельность в некоторых других странах.
Кроме террора, продажи оружия, ведения войны с правительственными войсками, захватом заложников и торговли детьми исламисты в этом государстве занимаются сексуальным рабством, в которое, по данным ООН, на сегодня вовлечено около 3,5 тысячи женщин и детей.
Гражданская война в Сирии началась еще в 2011 году, но в первые два года религиозные военные формирования довольствовались местными женщинами. Те, потеряв в войне отцов, мужей и братьев, вынуждены были выходить замуж за боевиков, чтобы обезопасить себя и своих близких. Но по мере расширения территорий, охваченных войной, и возникновения к 2013 году Исламского государства (ИГ) джихадисты начинают вербовать девушек из зарубежья, а также берут в плен езидок (представительниц курдской конфессиональной группы).
Одной из таких несчастных жертв стала девушка-езидка Ширин. Она пробыла в сексуальном рабстве 9 месяцев, после чего ей удалось вырваться из плена. Как пишет Nur.kz со ссылкой на The Daily Mail, 18-летняя Ширин, учившаяся в университете на юриста, попала к работорговцам в 17 лет. Город, где она проживала с семьей, оккупировали исламисты. Она была жертвой регулярного насилия со стороны боевиков. Из-за чего однажды девушке пришлось сделать собственноручный аборт. По ее словам, забеременела она от 60-летнего исламиста, после чего жутким методом она самостоятельно вызвала аборт, эти муки она запомнила на всю жизнь.
Девушка не хотела мириться со своей судьбой и даже пыталась покончить жизнь самоубийством, но охранявшие ее люди не позволили ей это сделать. Ее жестоко избили в наказание.
К счастью, девушке удалось вырваться из плена террористов. Сейчас она проживает в Германии, однако уже не может смотреть на мужчин с бородами с доверием - таких людей она сторонится.
А вот на этом видео, снятом в одном из населенных пунктов Ближнего Востока, террористы забирают женщин в сексуальное рабство.
На кадрах видно, как группа боевиков окружила несколько перепуганных курдских семей – представителей религиозного течения езидов – и оттаскивают от мужчин взрослых женщин и юных девушек.
Параллельно в "Исламском государстве" из-за большого количества воюющих мужчин и малого количества женщин, способных удовлетворить их желания, решаются вербовать девушек из зарубежных стран. Как не удивительно, но достаточно большая доля решившихся на секс-джихад женщин приехала из Европы. На сегодня несколько сотен женщин, находящихся в секс-неволе, являются уроженками Великобритании, Швеции, Франции, Испании и многих других стран. Приезжают девушки и из США, Африки и ряда азиатских стран. В последние несколько лет увеличился поток женщин из стран СНГ, включая Казахстан и Россию.
Так почему же девушки приезжают в ИГИЛ? Что ими движет? По мнению ряда экспертов, лишь малая часть девушек осознанно едут отдавать свое тело на радость боевиков. Основная часть наивно полагает, что будет женой храброго джихадиста и их жизнь будет яркой и красивой. В светских государствах с возникновением равенства полов роль мужчины-самца заметно снижена. Таким образом, девушки ищут на подсознательном уровне мужчину-рыцаря на белом коне. И таких они видят в образе исламистов. Мужчина с автоматом в руках бегает по развалинам, убивает "злодеев", сражается за справедливость и религию - светлый образ отважного героя. Именно это подталкивает женщин на то, чтобы уезжать из страны в Сирию к своим новым мужьям.
Первыми в группу риска попадают религиозные и просто одинокие женщины, матери-одиночки, а также молодые девушки в студенческом возрасте или же имеющие проблемы с родителями. Таких девушек искусно находят вербовщики в социальных сетях. Опытные профессионалы мониторят крупные форумы не обязательно религиозного характера. Они сразу видят женщин, которые относятся к этой группе риска. И дальше профессиональны-вербовщики пускаются в обработку потенциальной жертвы.
Обычно они действуют с фейковых аккаунтов. Девушку заинтересовывают приятной речью, красивыми фотографиями мужчины, который якобы сражается в Сирии, чистыми помыслами и жизненными советами. Жертва невольно привязывается к своему собеседнику, который переписывается с ней беспрерывно несколько месяцев. А затем чаще всего она уезжает к нему, иногда даже с детьми, чем подвергает их риску.
По приезде в "Исламское государство" чаще всего девушку ожидает неприятная весть. Ей говорят, что ее муж по переписке погиб и теперь она будет женой другого боевика. Ее помещают в специальный центр-распределитель, а потом отдают или продают какому-нибудь бойцу. Далее она начинает переходить из рук в руки, как вещь. Новый хозяин чаще всего имеет право ее наказывать избиением, насиловать, продавать, дарить другим мужчинам. Такова участь многих секс-рабынь в ИГ.
А вот рассказ 16-летней девушки, которая смогла бежать от террористов. По ее словам, мужчина, который ею владел, сначала каждый день сам выдавал ей по таблетке и заставлять проглотить таким образом, чтобы мог убедиться: пленница ее не выплюнула. Потом он дал ей сразу пачку, сказал, что это на месяц, и велел принимать по одной ежедневно. Уже гораздо позднее жертва узнала, что это было противозачаточное средство.
По его данным, боевики регулируют рождаемость у своих пленниц вовсе не из человеколюбия, а для того, чтобы избежать у них нежелательной беременности. Тогда, натешившись над несчастными, их можно будет продать.
Одна из жертв рабства рассказывает британским СМИ, как ее и еще более 60 девушек и женщин выставили напоказ боевикам в одном из сирийских особняков.
"Нам было очень страшно, мы боялись смерти, ведь наших мужчин до этого убили. Вооруженные люди ходили около нас и выбирали тех, что понравились им. Кто-то из боевиков выбирал одну девушку, а были и такие, кто забирал сразу шесть и более рабынь. Некоторые брали одну девушку, другие - полдюжины", - поведала бывшая невольница Даляль.
Еще одна жертва рабства в "Исламском государстве" Надия Мурад стала пленницей после того, как боевики в 2014 году захватили ее деревню, а ее братьев убили.
"Это был дикий ужас. Я никогда не думала, что такое может произойти. Исламисты вошли в нашу деревню и, собрав в кучу мужчин, перестреляли их. Они не жалели ни детей, ни стариков. На другой день, убив всех старух в нашей деревне, они забрали женщин и девушек, в том числе и меня. Нас отвезли на невольничий рынок в Мосул. Там я видела тысячи езидских женщин, которых забирали рабовладельцы", - рассказала Надия в интервью The Daily Record.
"Один из них надругался надо мной. Я плакала, просила его не трогать меня, он был очень огромный и уродливый. Я молила его, чтобы меня отдали другому мужчине, который поменьше. И тогда они передали меня мужчине поменьше, о чем я потом пожалела. Он оказался худшим из людей, которых я когда-либо видела. Он заставлял меня и других пленниц умолять, а затем насиловал нас", - говорит Надия Мурад.
Эксперты предполагают, что джихадисты используют контрацептивы, исходя из своей собственной трактовки ислама. Боевики считают, что рабыню можно насиловать, если она не беременеет.
Более 300 казахстанцев воюют в рядах боевиков террористической группировки "Исламское государство", половина из них - женщины. Об этом заявил председатель Комитета национальной безопасности Казахстана Нуртай Абыкаев.