Польская семья. Жизнь рядовой польской семьи. Отношения со взрослыми

В Польше, как правило, не принято скрывать беременность. Участие семейства (бабушки и дедушки, тети, дяди и прочие родственники) часто бывает довольно активным. В особенности со стороны будущей мамы. Отцы также принимают участие в процессе. Как и во многих других европейских странах, в Польше пропагандируется установка на активное вовлечение молодых пап в подготовку к рождению малыша, а затем и в уход за ним. Менять памперсы не должно быть сугубо «женской привилегией». Но общественные призывы – это одно дело, а личное отношение – другое. Консервативных пап, которые считают, что их дело «добывать», а не сидеть у люльки (даже после работы), тоже немало. Переубедить настроенных таким образом отцов – задача не из легких. Впрочем, у польских мам характер тоже сильный, и они знают, как повлиять на мужей. Так или иначе, но совместный уход за малышом так же, как и совместное посещение врача и роды, здесь в порядке вещей.

Один из первых вопросов, который слышит новоявленный польский папа от друзей и коллег – это «Когда устраиваешь «пэмпковэ?» («pępkowe» от польск. «pępek» – пупок, здесь имеется ввиду скорее пуповина). Друзья и коллеги молодого отца собираются вместе, чтобы поздравить его с рождением ребенка и «обмыть» событие. Существует даже старопольская пословица, которая гласит: «Не обмытый» ребенок – болявый ребенок». Впрочем, от этой традиции сегодня многие отказываются.

Обычно через несколько месяцев после рождения, ребенка ожидает очень важное событие – крестины. Это настоящее семейное торжество. Влиятельность Католической Церкви в Польше стала уже легендарной. На самом деле большинство современных религиозных тенденций не обошли и эту страну. Многие молодые люди относят себя к не практикующим верующим, или вообще относятся к религии безразлично. Часто считают, что ходить в Костел – дело бабушек. Тем не менее, Польша по-прежнему остается одной из самых активных католических стран. На сегодня крещеные католики латинского обряда составляют абсолютное большинство населения Польши (по разным данным за 2012 год от 86 до 95%), из них верующими себя считает около 60%, хотя регулярно ходит в Костел всего около 40%. В любом случае, как в религиозных, так и не очень семьях, крещение – важный обряд и большой семейный праздник, на который съезжаются все родственники, чтобы поздравить малыша и его родителей. Многие подходят к организации крестин очень основательно, и прилагают немало усилий для того, чтобы они прошли в каком-нибудь знаменитом Храме, и уж совсем престижно, если все произойдет на торжественной Мессе (в особенности на Пасху) и крещение совершит известный священник, а может быть даже сам Епископ, впрочем, такая честь выпадает только единицам. После самого крещения, которое происходит в Костеле и, если не совмещено с Мессой, занимает не более 10-15 минут, устраивается застолье. Польша издревле славится своим хлебосольством и широкими пирами. Здесь любят хорошо и много поесть, так что семейное празднование крестин, где бы оно ни проходило, в ресторане или дома, это всегда отличное угощение.

Воспитание

Традиции воспитания скорее зависят от характера членов семейства. Кто-то любит баловать детей, кто-то наоборот держит в строгости. Популярная сегодня в странах Западной Европы «вседозволенность», когда детей практически не ограничивают, мало что запрещают, и редко говорят слово «нет», в Польше встречается реже. Вероятно, польских детей чаще призывают к порядку, и они слышат больше замечаний, чем, скажем, их английские сверстники. Старшее поколение зачастую придерживается довольно консервативных взглядов, что также иногда отражается на воспитании детей. Многое зависит и от того, в какой именно части Польши растет ребенок, поскольку страна многие десятилетия была разделена и подвергалась огромному влиянию (в том числе и насильственному) других культур и языков. Жителям западных районов, например, больше свойственно немецкое стремление к порядку, иногда строгость. Дети, воспитывающиеся в сельской местности, ближе к старинным традициям, чем дети больших городов. Например, гурали – жители горных областей Польши, очень чтят свои обычаи, музыку, танцы. Для них это не просто музейные ценности, а живая культура, которую дети впитывают с молоком матери. На торжества и важные семейные события гурали по-прежнему предпочитают одевать национальные костюмы, чего уже почти не встретишь во многих районах Польши, особенно в городах.

Одна из частых проблем при переезде на длительный срок или на ПМЖ в Польшу, когда только один из членов семьи получил легальный статус в стране (например, ВНЖ на сновании трудоустройства). Как забрать с собой семью и детей в Польшу и оформить для них вид на жительство по программе воссоединения? Какие для этого потребуются документы и сколько это стоит?

Воссоединение семьи — как забрать семью и детей в Польшу?

Постараемся дать подробный ответ на этот вопрос, тем более, что автор статьи несколько лет назад сам сталкивался с этой проблемой на личном опыте. Главное что надо знать — иностранец имеет право забрать членов своей семьи для совместного проживания в Польше. Но в каждом конкретном случае, будут различные обоснования для этого.

Кто может забрать семью по программе воссоединения?

Воспользоваться правом воссоединения семьи может любой гражданин Украины (России, Республики Беларусь), который легально пребывает на территории Польши в статусе:

  • ПМЖ (zezwolenie na osiedlenie się / pobyt stały) или статус долгосрочного резидента ЕС
  • ВНЖ (karta czasowego pobytu) как минимум 2 года и действующая карта выдана как минимум на 1 год
  • ВНЖ для научного сотрудника (на основании проведения научной деятельности в РП)
  • беженца
  • Голубая Карта резидента ЕС (Niebieską Kartę UE)

Кто из членов семьи проходит по программе воссоединения?

Иностранец , который легально проживает на территории Польши в статусе ВНЖ или ПМЖ (является обладателем Карты Побыта) либо иностранец — долгосрочный резидент ЕС (обладатель т.н. «Голубой Карты») или же гражданин Польши может забрать близких членов своей семьи для совместного проживания на территории Республики Польша по программе воссоединения с семьей (Połączenie z rodziną ).

Кого можно отнести к числу близких родственников:

  • Супруг (-га) иностранца. В качестве обоснования выступает свидетельство о браке, выданное польским ЗАГСом (USC) либо присяжный перевод свидетельства о браке, выданного за пределами Польши
  • несовершеннолетние дети (в возрасте до 18 лет). Приёмные дети и дети от предыдущего брака так же попадают в эту категорию
  • Родители приглашающей стороны, которые находятся на попечении приглашающей стороны или

Ваши родственники, которые прибывают по программе воссоединения претендуют на , за исключением нескольких случаев, когда они могут сразу получить ПМЖ (Карта Сталего Побыта), а именно:

  • ребенок польского происхождения ()
  • несовершеннолетний ребенок, который родился в семье, где один из родителей уже пребывает в статусе ПМЖ
  • несовершеннолетний ребенок, который родился в семье, где один из родителей пребывал в статусе ВНЖ, но в последствии получили ПМЖ (сталый побыт)

Важно! Есть более простой и быстрый способ забрать свою семью в Польшу. Иностранец, который проживает на территории Польши в статусе ВНЖ или ПМЖ имеет право выписать гостевое приглашение для близких членов своей семьи (а также для родителей своей супруги/га) на основании которого ни открывают гостевую национальную визу со сроком действия 1 год (или до конца действия Карты Побыта приглашающей стороны). Приглашение составляется в свободной форме с указанием личных и паспортных данных обоих сторон и заверяется у польского нотариуса. По прибытию семьи, можно инициировать процесс получения ВНЖ. Единственный минус этого способа — гостевая виза не дает права на трудоустройство.

Воссоединение семьи, когда один из супругов гражданин Польши

Часто встречается ошибочное мнение, что если один из супругов (членов семьи) является гражданином Польши, то остальные члены семьи (супруг, несовершеннолетние дети) получают гражданство автоматически. Это не совсем так. На автоматическое получение гражданства могут рассчитывать несовершеннолетние дети в случае:

  • условие территории — ребенок родился на территории Республики Польша, а гражданство родителей либо неизвестно либо родители не имеют никакого гражданства
  • условие крови — ребенок рожден в семье, где один из родителей уже имеет польское гражданство

Что касается супругов (или детей, которые не попадают под предыдущие условия), они могут претендовать только на получение ВНЖ сроком на 3 года. По прошествии 2 лет проживания в браке с гражданином (-кой) Польши, супруг может рассчитывать на предоставление ПМЖ, а по прошествии только 5 лет — на получение гражданства.

Во всем остальном, получение Вида на Жительство для членов семьи польского гражданина проходит по упрощенной схеме:

  • Заявитель подает в Воеводском Управлении по месту проживания
  • К анкете прилагается паспорта обоих супругов, а также свидетельство о браке (если брак заключен за пределами Польши, то дополнительно присяжный перевод свидетельства)
  • Никаких дополнительных гарантий в виде подтверждения источника дохода, наличия жилья (договора аренды) предоставлять не надо

Воссоединение семьи, если у одного из супругов ПМЖ (Сталый Побыт)

Это конкретно моя (автора) ситуация. У мужа и несовершеннолетнего ребенка на руках Карта Сталего Побыту по происхождению и стоит задача — забрать супругу по программе воссоединения. Ситуация происходила в 2014 году и усложнялась тем, что супруга находилась в Польше по шенген визе на 3 месяца (т.е. действовать надо было оперативно).

Вся процедура похожа на предыдущий случай (как в примере с супругом гражданином Польши ), однако помимо приведенных выше документов, от вас потребуется предоставить дополнительно:

  • медицинскую страховку (может быть оформлена как в Польше, так и за ее пределами). Если страховка оформлена не в Польше, потребуется дополнительно сделать ее присяжный перевод
  • наличие жилья или договор на аренду квартиры
  • прописка (zameldowania)
  • подтверждение наличия средств / источника дохода. Подтверждением может выступать как справка о доходах с места работа, так и выписка о состоянии банковского счета или же подтверждение источника доходов за пределами Польши.

Сроки рассмотрения дела — от 1 до 3 месяцев.

Как забрать семью, если муж или жена работает в Польше?

А это уже самая частая ситуация, которая встречается на практике — один из супругов уехал на работу в Польшу и теперь решил забрать всю семью к себе. В такой ситуации, члены семьи могут рассчитывать на получение ВНЖ если:

  • Приглашающая сторона проживает в Польше легально в течении 2 лет и последняя Карта Побыта оформлена как минимум на 1 год

Да, не очень приятная перспектива, если супруг отправился на работу в другую страну, а вот семью он сможет забрать только спустя 2 года. Однако, не все так печально как кажется на первый взгляд.

  1. Способ решения №1 — описан в начале статьи. Супруг, проработав 3 месяца в Польше, подает документы на получение Карты Побыта и после ее оформления делает гостевое приглашение для всех членов семьи. На месте уже решается вопрос с получением ВНЖ
  2. Способ №2 — Лазейка в Законе. Оказывается, в законе о предоставлении ВНЖ по воссоединению упоминаются т.н. «другие обстоятельства», которые позволяют избежать указанных сроков.

Что же это за обстоятельства и какие факторы могут сыграть вам на руку:

  • долгосрочный договор аренды жилья или собственное жилье в Польше
  • размер зарплаты — доходы приглашающей стороны должны покрывать расходы на аренду квартиры, а также пропитание, обучение и минимальный досуг для всех членов семьи. Государство должно быть уверено, что вы сможете обеспечить свою семью самостоятельно и не потребуете дополнительной материальной помощи. Чтобы понимать, какая зарплата должна быть в реальных цифрах, стоит отталкиваться от суммы в 3000 злотых на семью из 3 человек
  • медицинская страховка на всех членов семьи. Об этом должна позаботится приглашающая сторона, так как работодатель может вписать в медицинскую страховку и членов семьи своего работника
  • контракт — идеальным решением будет именно трудовой договор и лучше если на неограниченный срок (umowa o prace na czas nieokresliony). Такой вариант подразумевает все социальные гарантии для работника. Хуже, если вы работаете на основании договора подряда (umowa zlecenia)
  • квалификация — если сотрудник квалифицированный специалист, шансы получить положительное решение значительно выше, чем у неквалифицированного работника

Как уехать в Польшу с семьей — шаг за шагом

Если вы дочитали до этого места, значит ваша ситуация попадает под один из случаев описанных выше. Что же делать дальше? Собираем необходимый пакет документов:

  • Заполняем анкету-заявление на предоставления ВНЖ членам семьи по программе воссоединение семьи. Анкета заполняется на польском языке в 2 экземплярах (Скачать бланк здесь - Wniosek o udzielenie zezwolenia na pobyt czasowy)
  • 4 фото 3,5 на 4,5 см на белом фоне
  • 3 комплекта ксерокопий актуального загранпаспорта заявителя
  • подтверждение родственной связи с приглашающей стороной - оригинал + присяжный перевод (свидетельство о браке/рождении ребенка и т.д)
  • Подтверждение легального пребывания в Польше приглашающей стороны (паспорт гражданина Польши, Карта Побыту, Голубая Карта ЕС) оригинал + копия
  • Договор аренды жилья / документ на право собственности
  • Подтверждения достаточного и постоянного источника дохода (справка о зарплате за 3 месяца,выписка с банковского счета и т.д.) В случае, если приглашающая сторона гражданин РП, подтверждения не требуется
  • Медицинская страховка — оригинал + присяжный перевод (если страховка оформлена за пределами Польши)
  • Чек об оплате гербового сбора в размере 340 PLN

Сколько рассматриваются документы? Процесс может занять от 1 до 4 месяцев.

После получения положительного решения, заявитель оплачивает 50 PLN за выпуск самой пластиковой карты и примерно в течении 1-2 недель получает готовую Карту Побыта.

У меня рабочая виза в Польшу, как забрать и перевезти семью?

Еще один частый вопрос. Человек получил рабочую визу и уехал в Польшу на работу. По прошествии некоторого времени он решает забрать семью в Польшу, но у него нет ВНЖ. Что делать?

Все зависит от того на основании какой визы человек отправился на работу. Если это годовая рабочая виза D06 (открывается на основании ) и члены его семьи предусмотрительно были вписаны в приглашение, то они имеют право получить национальную годовую визу для сопровождения, но без права работы.

Во всех остальных случаях, необходимо, чтобы человек, который находится в Польше отработал как минимум 2-3 месяца у одного работодателя, получил ВНЖ на основании трудоустройства и уже после инициировал процесс воссоединения семьи или оформлял гостевую визу для членов семьи.

У одного из супругов Карта Поляка — как забрать семью?

С 2016 года значительно упростили жизнь — они получают ПМЖ по упрощенной процедуре. Достаточно только предъявить Карту Поляка, заполнить заявление на предоставление ПМЖ и изъявить свое желание переезда на постоянное место жительства в Польшу. В зависимости от Воеводства могут потребоваться подтверждения наличия жилья и источника дохода, но чаще всего этих документов предоставлять не надо.

Сроки рассмотрения стандартные — от 1 до 4 месяцев. Плюс — владельцы Карты Поляка освобождены от уплаты гербового сбора (680 PLN).

Как быть с семьей во время оформления ПМЖ? Если вы хотите, чтобы ваша семья присутствовала с вами, вы можете оформить для них визы для сопровождения (в зависимости от Консульства могут открыть как национальные, так и Шенген визы). Если речь идет о гражданах Украины, они могут въехать спокойно в страну на 90 дней на условиях безвизового режима со странами ЕС.

Как только будет вынесено решение о предоставлении ПМЖ владельцу Карты Поляка, тут же подаем документы на предоставление членам семьи ВНЖ по программе воссоединения. Весь процесс может занять от 3 до 6 месяцев.

Что делать если отказали в воссоединении семьи?

В 14-дневный срок после получения решения об отказе, вы имеете право подать апелляцию. Стоит ли это делать? Если вы на 100% уверены, что отказ был по ошибочной причине или вы знаете в чем ошибка и исправили ее — апелляцию подавать надо. Если отказ по причине предоставления недостоверной или заведомо ложной информации — лучше не подавать апелляцию.

Если пришел повторный отказ на апелляцию, его можно также обжаловать в Административном Суде в течении 30 дней после вынесения решения.

Что можем предложить мы?

Вы планируете переехать в Польшу с семьей, но не знаете с чего начать? Вы находитесь в Польше и хотите забрать свою семью из Украины? Наша компания готова предоставить квалифицированную помощь в подготовке и оформлении необходимых документов для реализации программы по воссоединению семьи в Польше. Осуществим грамотную юридическую поддержку на всех этапах процесса.

По всем вопросам обращайтесь по телефонам указанным на сайте или пишите на почту info@сайт

Сотрудники Главного управления статистики ПНР, завершившие вместе со специалистами ряда научных учреждений Варшавы исследование потребностей домашних хозяйств в продуктах питания, пришли к выводу, что в домашних хозяйствах Польши не хотят и не умеют экономить на питании. Эта привычка - пусть даже обусловленная рядом традиций - вряд ли оправданна и рациональна, особенно сейчас, когда производство продовольственных товаров становится все дороже, а цены на них постоянно возрастают.

Работа проведена, отмечает газета "Жиче Варшавы", неординарная. Ни одна хозяйка не любит, чтобы заглядывали в ее кастрюли. Однако если этих кастрюль около 10 млн. (именно столько домашних хозяйств насчитывается в Польше), то их содержимое должно интересовать не только среднестатистическую хозяйку, но и ученых, практиков. От питания семьи зависят, как известно, здоровье и развитие молодого поколения, способность взрослых к энергичной работе.

Сегодня в Польше - 5 млн. рабочих, 1,3 млн. "крестьянорабочих" (так в Польше называют тех, кто живет на селе, а работает в городе), 1 млн. крестьянских и 2,5 млн. пенсионерских домашних хозяйств. Почти 5400 их представителям были направлены анкеты, содержащие вопросы относительно домашнего бюджета. Любопытная деталь: только четверо из опрошенных отказались представить необходимые данные.

* Анкетирование показало, что в перечне потребностей питание стоит на первом месте во всех типах польских семей, невзирая на величину доходов.

* На втором месте - одежда, обувь; на третьем - жилье и его обустройство.

* Затем идут блага высшего ранга, причем очередность выбора уже зависит от степени зажиточности и предпочтений семей. Только наиболее состоятельные семьи пенсионеров ставят на второе место охрану здоровья, имея, видимо, достаточные запасы одежды, обуви.

* Автоматическая стиральная машина, цветной телевизор, автомобиль занимают в иерархии потребностей последнее место. Пенсионеры предпочитают расходовать деньги на культурный досуг, а рабочие, крестьяне - на приобретение автомобиля.

* Во всех группах семей в качестве наименее важных рассматриваются зарубежные туристские поездки.

Опрос показал, что семьи не склонны ограничивать расходы на питание ради иных благ. Даже ассигнования на жилье не составляют здесь конкуренции. Кстати, то же самое подтвердили исследования, проведенные институтом внутреннего рынка. В трудных условиях питание становится наиболее важной сферой повседневной жизни. Поляки готовы отказаться от удовлетворения иных потребностей, но только не от того, чтобы обеденный стол выглядел надлежащим образом. Сегодня польская семья тратит на питание около половины своих доходов. Но значит ли это, что она питается хорошо, рационально? Так что же все-таки на тарелке среднестатистического поляка?

Многие ученые считают, что традиции питания в Польше не наилучшие: мало употребляется овощей, фруктов, а также молока, молочных продуктов. Национальная кухня опирается прежде всего на мясо. Из всех видов продовольственных товаров именно оно ставится на первое место подавляющим большинством анкетированных.

Только лишь пенсионеры и "крестьянорабочие" предпочитают ему молоко и молочные продукты.

Уровень знаний относительно рационального питания в семьях невысок. Более половины крестьянских, "крестьянорабочих" хозяйств, половина пенсионеров и треть рабочих семей не руководствуются при выборе продуктов их питательными качествами. Что касается молока, то многие семьи отказались в последние годы от него ввиду ухудшившегося качества.

Значит ли все это, что в Польше едят много мяса? Научно обоснованные нормы предусматривают ежедневное потребление взрослым человеком 40 граммов белка, что, собственно, и находит отражение в мясных карточках (мясо в стране продается регламентированно). Каждый поляк потребляет ежедневно в среднем 49,9 грамма белка животного происхождения, в том числе 22,1 грамма мясных продуктов, 22,7 грамма молока и молокопродуктов, 1,5 грамма рыбы, 3,6 грамма яиц. Дополнением белковой диеты могло бы быть мясо птицы, баранина, крольчатина, но в Польше они не находят должного признания из-за неумения их приготовить. Все указывает на то, что мясо до конца века останется продуктом питания номер один.

Только лишь 18,3% семей отмечают несущественную роль мяса в питании. Большинство же приписывает ему особое значение. Употребление мяса рассматривается многими как свидетельство зажиточности, а также высокого общественного статуса.

Большинство опрошенных считают, что лишь рост доходов может изменить эту картину, а также сложившиеся пропорции расходов на продовольственные и промышленные товары. Только при этом условии семьи склонны увеличить ассигнования на одежду, обувь, автомобили, жилье, цветные телевизоры. Вторым условием является обеспечение рынка, доступность промышленных товаров, третьим - улучшение их качества.

По материалам польской печати

Свою первую картину, прошедшую на фестивале в Роттердаме мировой премьерой, режиссер-дебютантка Ольга Шайдас назвала «Нина». По имени главной героини. Это красивая, элегантная, как почти все польки, женщина — внешне благополучная, но внутренне глубоко фрустрированная. Она хорошо образована и преподает французский, но работа не может компенсировать ей утрату личностных ориентиров. Ее бездетный брак с большим стажем держится лишь на надежде найти суррогатную мать для потенциального ребенка. Но надежда тает, а встреченная на этом пути молодая бесшабашная Магда, категорически отвергающая мужчин, вносит в жизнь Нины совершенно другую тему.

Развиваясь, эта тема приводит обеих героинь к неожиданной для них самих эволюции: теперь их связывает не каприз, не влечение, даже не страсть, а то, что Нина формулирует в ответ на недоумение своей сестры, как это можно полюбить женщину: «Я полюбила человека». Природу подобного избирательного чувства не могут понять и принять ни муж, ни традиционное общество, в котором вращается Нина. Такой конфликт почти неизбежно ведет к трагической развязке, однако авторам удается избежать пессимистического дна и даже довести фильм до своеобразного, хоть и условного хеппи-энда.

«Нина» — уже не первый сигнал возрождения, переживаемого кинематографом Польши, который долго был подавлен величием и магией классической «польской школы». Ключевыми в этом старом кинематографе были понятия романтической жертвенности и ее антитезы — вынужденного конформизма — как двух слагаемых польской истории. Этот сюжет всю жизнь воплощал в своих фильмах Вайда — начиная с «Пепла и алмаза» и вплоть до «Катыни» и «Послеобразов», посвященных трагической судьбе художника-авангардиста Владислава Стржеминского. И даже кино «морального беспокойства» в лице Занусси и Кесьлевского, хоть и дистанцировалось от исторических проклятий, было подчинено моральному кодексу — теперь уже не патриотическому, а христианскому.

При этом семья вовсе не была главной темой классического польского кино («Семейную жизнь» Занусси вынесем за скобки). А вот новейшая генерация польских режиссеров видит мир в другой оптике. Это стало очевидно с появлением «Последней семьи» Матушинского . Поскольку она тоже сконцентрирована на судьбе художника, и тоже авангардного, контраст особенно резок. Вайда изображает романтика-одиночку, героя и страдальца, женолюба и любимца женщин, раздавленного в итоге тоталитарной машиной. Его жена, талантливая художница, после разрыва с мужем угасает в больнице. В «Последней семье» все по-другому. Художник-сюрреалист Здзислав Бексиньский, конечно, чужд укладу социалистической бюрократии, но убивает его не она, а юный сосед-отморозок (в 2005-м, когда с этой бюрократией на территории Польши уже покончено). Здзислав купается в мире буйных фантазмов, но при этом проживает рутинную жизнь в малогабаритной варшавской квартирке с ее коммунальной истерикой и отчуждением, терпит и любит свою семью — суицидального сына, больную жену, старых, одной ногой в могиле, бабок. Именно эта экзотическая польская семья становится той хрупкой опорой, которая позволяет герою внутренне противостоять как социуму, так и энтропии бытия. Распад выглядит не таким красивым, как у Висконти, но, к удивлению, спасительным.

Однако вместе с враждебным социумом, вместе с сыном художника Томашем, покончившим с собой в канун миллениума, навсегда уйдет в прошлое, останется в ХХ веке и последняя семья.

То, что рождается на ее месте, мы видим в «Нине». Возникает соблазн встроить ее в ряд знаменитых картин с женскими именами — таких, как «Кэрол» и «Жизнь Адель». Но там роскошная опытная фемина — интеллектуалка, декадентка, эстетка — соблазняет юную простолюдинку, образно говоря, пожирает ее. В «Нине» ровно наоборот: зрелость и культура ищут спасения в соблазне, бегут за спонтанной юностью, хватаются за нее, как за соломинку.

Если у Матушинского семья выглядит средоточием романтического гротеска, в фильме Ольги Шайдас она претерпевает еще более радикальную метаморфозу. Сначала она ассоциируется с католическими ритуалами и всевозможными традиционными встречами, на которые собираются многочисленные и многодетные родственники Нины. Свой брак она воспринимает как «бесплодный», хотя и она, и муж не такие уж ревностные католики и совсем не ханжи. На уроках французского Нина в качестве учебного пособия использует фильм Годара «Презрение»: явный намек на ее тягу к интеллектуальной и моральной свободе.

Магда, работающая в аэропорту на секьюрити-контроле, легко меняющая партнерш — живое воплощение свободы без берегов, как и среда гей-баров, в которую она вовлекает старшую подругу. Однако фильм в итоге выруливает на другую колею, где главную героиню ждет не только раскрепощение сексуальности, но и осуществление мечты о полноценной семье и ребенке. То, что сформируется на основе нестандартного любовного треугольника (две женщины и мужчина), можно назвать пост-семьей ХХI века. Знаменательно, что возникла она в сегодняшнем консервативном польском контексте, когда в стране табуируется свободная мысль и накладывается запрет на историческую правду.

Многое объясняет тот факт, что Ольга Шайдас живет в США и связана очень личными нитями с другой молодой польской кинематографисткой, Касией Адамик. Которая является дочерью не кого-нибудь, а Агнешки Холланд, так много сделавшей для утверждения феминистских и экологических идей. Если сценарий «Последней семьи» получил благословение Вайды, то тень его ученицы Холланд несомненно витает над «Ниной». В финале картины перед глазами героини неожиданно появляется олень: своеобразный привет Агнешке Холланд, недавно выступившей с экологическим детективом «След зверя».

Как видим, молодые польские режиссеры существенно меняют канон национального кино. И происходит это не только на уровне смыслов, но и формы тоже. В «Нину», снятую в приглушенной гамме, со сверхкрупными планами и скачущим, часто размытым изображением, входишь не без сопротивления: даже Ларс фон Триер «догматического» периода отдыхает. Но именно такая изобразительная манера адекватно передает смятение, в котором пребывает героиня, а игра Юлии Киевской, равно как ее партнерши Элизы Рыцембель, довершает список профессиональных достоинств фильма. Это не сюрприз: даже в периоды упадка польского кино в нем неизменно появлялись поразительные, харизматичные актрисы. Сейчас дело дошло до режиссеров, причем обоего пола.

В Польше, как правило, не принято скрывать беременность. Участие семейства (бабушки и дедушки, тети, дяди и прочие родственники) часто бывает довольно активным. В особенности со стороны будущей мамы. Отцы также принимают участие в процессе. Как и во многих других европейских странах, в Польше пропагандируется установка на активное вовлечение молодых пап в подготовку к рождению малыша, а затем и в уход за ним. Менять памперсы не должно быть сугубо «женской привилегией». Но общественные призывы – это одно дело, а личное отношение – другое. Консервативных пап, которые считают, что их дело «добывать», а не сидеть у люльки (даже после работы), тоже немало. Переубедить настроенных таким образом отцов – задача не из легких. Впрочем, у польских мам характер тоже сильный, и они знают, как повлиять на мужей. Так или иначе, но совместный уход за малышом так же, как и совместное посещение врача и роды, здесь в порядке вещей.

Один из первых вопросов, который слышит новоявленный польский папа от друзей и коллег – это «Когда устраиваешь «пэмпковэ?» («pępkowe» от польск. «pępek» – пупок, здесь имеется ввиду скорее пуповина). Друзья и коллеги молодого отца собираются вместе, чтобы поздравить его с рождением ребенка и «обмыть» событие. Существует даже старопольская пословица, которая гласит: «Не обмытый» ребенок – болявый ребенок». Впрочем, от этой традиции сегодня многие отказываются.

Обычно через несколько месяцев после рождения, ребенка ожидает очень важное событие – крестины. Это настоящее семейное торжество. Влиятельность Католической Церкви в Польше стала уже легендарной. На самом деле большинство современных религиозных тенденций не обошли и эту страну. Многие молодые люди относят себя к не практикующим верующим, или вообще относятся к религии безразлично. Часто считают, что ходить в Костел – дело бабушек. Тем не менее, Польша по-прежнему остается одной из самых активных католических стран. На сегодня крещеные католики латинского обряда составляют абсолютное большинство населения Польши (по разным данным за 2012 год от 86 до 95%), из них верующими себя считает около 60%, хотя регулярно ходит в Костел всего около 40%. В любом случае, как в религиозных, так и не очень семьях, крещение – важный обряд и большой семейный праздник, на который съезжаются все родственники, чтобы поздравить малыша и его родителей. Многие подходят к организации крестин очень основательно, и прилагают немало усилий для того, чтобы они прошли в каком-нибудь знаменитом Храме, и уж совсем престижно, если все произойдет на торжественной Мессе (в особенности на Пасху) и крещение совершит известный священник, а может быть даже сам Епископ, впрочем, такая честь выпадает только единицам. После самого крещения, которое происходит в Костеле и, если не совмещено с Мессой, занимает не более 10-15 минут, устраивается застолье. Польша издревле славится своим хлебосольством и широкими пирами. Здесь любят хорошо и много поесть, так что семейное празднование крестин, где бы оно ни проходило, в ресторане или дома, это всегда отличное угощение.

Воспитание

Традиции воспитания скорее зависят от характера членов семейства. Кто-то любит баловать детей, кто-то наоборот держит в строгости. Популярная сегодня в странах Западной Европы «вседозволенность», когда детей практически не ограничивают, мало что запрещают, и редко говорят слово «нет», в Польше встречается реже. Вероятно, польских детей чаще призывают к порядку, и они слышат больше замечаний, чем, скажем, их английские сверстники. Старшее поколение зачастую придерживается довольно консервативных взглядов, что также иногда отражается на воспитании детей. Многое зависит и от того, в какой именно части Польши растет ребенок, поскольку страна многие десятилетия была разделена и подвергалась огромному влиянию (в том числе и насильственному) других культур и языков. Жителям западных районов, например, больше свойственно немецкое стремление к порядку, иногда строгость. Дети, воспитывающиеся в сельской местности, ближе к старинным традициям, чем дети больших городов. Например, гурали – жители горных областей Польши, очень чтят свои обычаи, музыку, танцы. Для них это не просто музейные ценности, а живая культура, которую дети впитывают с молоком матери. На торжества и важные семейные события гурали по-прежнему предпочитают одевать национальные костюмы, чего уже почти не встретишь во многих районах Польши, особенно в городах.

гурали.jpg

Поляки известны своим патриотизмом, пожалуй, его можно назвать важной общей чертой воспитания. И хотя они любят иногда поругать своих (в особенности политиков) и различные аспекты жизни в стране, все-таки Польша, польская земля – здесь почти святые понятия. Свои земли, язык, культуру поляки очень любят, ценят и гордятся ими. Это отношение воспитывается и в детях.

Еще лет 30-40 назад польским женщинам из сельской местности приходилось с трудом отстаивать перед родней свое право на высшее образование и работу по специальности, вместо замужества с последующим появлением «кучи» детей. Люди старой закалки считали наиболее достойным для женщины занятием в жизни быть матерью семейства. Сегодня ситуация, конечно, иная. Мама и папа одинаково являются кормильцами семьи. И феминизм тут, как правило, не при чем, дело в жизненной необходимости. С другой стороны, домашняя работа и уход за детьми тоже все чаще делятся поровну между мужчиной и женщиной, и участие в воспитании ребенка они принимают одинаковое. Традиционные роли: отец – наставляет, мать – утешает и ухаживает, перемешались. Каждый скорее делает то, что у него лучше получается. Хотя где-нибудь в глубинке, такое разделение все еще можно встретить, в особенности, в строго религиозных семьях.

Польские дети.jpg

Нет, мальчику, конечно, не зазорно помочь маме по хозяйству, научиться мыть посуду или играть в готовку, а девочка вполне может с удовольствием торчать на футбольном стадионе и гораздо уютнее чувствовать себя в штанах, чем в юбке. И все же нельзя сказать, что в Польше традиционные представления о том, каким должен расти будущий мужчина и что пристало настоящей барышне, совершенно отжили свой век и более неактуальны. Никаких особых предпочтений мальчикам не делается. Но прямо или косвенно в воспитании сохраняется разделение на женские и мужские занятия, поведение, игрушки и т.д. Унисекс в Польше пока не слишком популярен.

В Польше, как это часто бывает и у нас, бабушка по материнской линии – обычно главная, и внуки от дочерей чаще воспринимаются, как более близкие. В основном это определяется позицией самой мамы и отношениями свекровь-невестка, которые далеко не всегда бывают безоблачными. То ли дело собственная мама, ее и попросить остаться с малышом проще, да и чувствуешь себя с ней свободнее. Несмотря на то, что многие бабушки и дедушки работают, им приходится также находить время сидеть с внуками. Все-таки большинство из них считают, что молодым родителям нужно помогать. Часто именно бабушки передают семейные традиции. Они же первыми ведут детей в Костел. Очень многие польские бабушки, особенно в провинции, крайне набожны и не представляют своего дня без молитвы и участия в Мессе. Кроме того, Костел для них – место встречи и общения. Так что даже если занятых современных родителей религия особенно не волнует, бабушки позаботятся о религиозном образовании внуков.

Бабушкам и дедушкам в Польше даже посвящены особые праздники – «День бабушки» и «День дедушки». Кроме того, они еще и хранители семейной истории. В свое время в Польше было немало знатных семейств. Так что сегодня многие поляки могут похвастаться происхождением из шляхетского рода. И хотя теперь это вполне обычные граждане, семейной историей, в особенности такой? в которой есть место слову «шляхтич», принято гордиться. «Родовод» («история рода») интересует не только старшее поколение, многие молодые люди с интересом изучают и отыскивают старые документы и переписку в архивах и семейных закромах, посещают бывшие усадьбы и именья. Существуют сайты, посвященные отдельным шляхетским семействам, которые создаются их потомками, чтобы делиться этой информацией и общаться.

Польские суеверия удивительно похожи на наши. Поляки также предпочитают постучать по дереву, обязательно некрашеному, чтобы не сглазить. Считается, что этот жест происходит от древней традиции стучать по гробовой доске, причем тогда, когда покойник находился в гробу, чтобы отпугнуть темные силы, угрожающие человеку. Пятницу 13-ое поляки считают несчастливым днем. Черные коты, перебежав дорогу, приносят неудачу. Также плохо проходить под лестницей. Некоторые связывают это суеверие с древним представлением о том, что дух, охраняющий человека, сидит у него на голове, и проходя под лестницей его можно «сбросить» с себя.

Возвращаться – плохая примета в Польше так же, как и в России, и также не принято приветствие или прощание через порог. Рассыпанная соль – к несчастью. Разбитое зеркало – 7 лет неудач. А вот трубочист, наоборот, приносит везение, вот только он теперь редкость. Красный цвет защищает от дурного глаза. И свадьбу лучше устраивать в месяце, название которого содержит букву R потому, что с этой буквы начинается польское слово «rodzina» – семья.

Польша свадьба.jpg

Семейные праздники – это квинтэссенция семейных традиций. И самый главный из них – конечно же, Рождество. Подготовка к нему начинается за несколько месяцев. Празднику предшествует период Адвента или Рождественского поста. Это время ожидания. Дети делают поделки – календари, в которых можно отмечать, сколько дней осталось до Рождества. В некоторых семьях устанавливают адвентовый венец с четырьмя свечками по количеству воскресений Рождественского поста. В Польше существует старинная традиция посещать в этот период Рораты – Мессы, которые служатся на восходе солнца. Часто дети делают специальные фонарики, внутри которых помещается свеча. Ее зажигают, когда идут на Рораты. Правда, сегодня многие приходы изменили время этого богослужения. Так что теперь Рораты, нередко проводят вечером, чтобы больше детей и молодежи смогли в них участвовать.

Польша ночь.jpg

Приготовление рождественского угощения – очень ответственное дело для каждой польской хозяйки. Существуют традиционные блюда, которые подаются на стол вечером 24-го декабря, когда наступает Вигилия или Канун Рождества. Пост продолжается вплоть до ночной Мессы (с 24-го на 25-ое), поэтому в Вигилию не принято есть мясо. Зато едят не менее вкусные и искусно приготовленные постные блюда: сельдь с изюмом, запеченную и жареную рыбу, пирожки с грибами, блюда из мака, меда и орехов, и разнообразную выпечку, прежде всего рождественские пряники. Рождество в польском доме сложно представить себе без двух традиционных кушаний – баршча (это очень наваристый и пряный бульон из свеклы, грибов и с добавлением разных специй), и бигоса, который готовится из капусты, тушеной с грибами, несколькими видами мясных продуктов, томатным соусом и еще массой ингредиентов. Бигос – это вкус детства, дома, и семейного праздника. Его обычно готовят за 2-3 дня до праздников. Считается, что бигос должен немного постоять, чтобы стать еще вкуснее. Прежде, чем сесть за стол, члены семьи ломаются облаткой – тонким пресным хлебом и обмениваются праздничными пожеланиями. Это очень душевный и теплый момент семейного объединения, примирения и радости.

Пасхальные яйца.jpg

В Польше любят пировать. Когда-то в старинных шляхетских усадьбах пасхальное застолье могло длиться несколько дней. Гости собирались со всей округи, а угостить гостя достойно, было делом чести для польского шляхтича. Так что на праздники опустошались все кладовые и закрома, и на свет извлекались самые лучшие припасы. Понедельник после Пасхи в Польше выходной. Его еще называют «ляным», от слова лить. Потому что в этот день молодежь обливает друг друга водой и устраивает всяческие забавы и шутки. Открывать дверь в «ляный» понедельник нужно с осторожностью, можно «принять душ» прямо на пороге.

Если в России последний четверг перед Великим Постом называют «чистым», то в Польше, его именуют «тлустым» или жирным. Этот день проходит под лозунгом – съешь, сколько сможешь. Дети любят день за коронное лакомство «жирного» четверга – пончики. Период после праздника Трех Королей (Богоявление – 6 января, тоже, официальный выходной) и до Пепельной Среды, которая в католической традиции начинает Великий Пост, называется «Карнавал» или «Запусты». В это время устраиваются балы, маскарады и всевозможные зимние забавы, в которых принимают участие и дети, и взрослые. «Запусты» – период, когда семьи, знакомые, друзья собираются вместе, для того, чтобы просто хорошо повеселиться.

В возрасте примерно 9 лет большинство польских ребятишек ожидает важное событие – Первое Причастие. Тут надо сказать, что это не означает, что все эти дети растут в религиозных семьях. Праздник Первого Причастия – это прежде всего семейная традиция. Сегодня в подавляющем большинстве польских школ ведутся официальные уроки Религии (религиозное обучение согласно канонам Римско-Католической Церкви). Их посещение не является обязательным, ученик может выбрать уроки Этики или же вообще не ходить ни на один из этих предметов. Однако обычно все же предпочитают посещать Религию, по крайней мере первые два класса школы, и именно для того, чтобы иметь возможность приступить затем к Первому Причастию. Праздник Первого Причастия проводится в конце учебного года, для детей это огромное событие. Приглашаются родственники и друзья семьи. Все дарят ребенку подарки. Дети одеваются в белые одежды (иногда в этот день девочки одеты в белое, как маленькие невесты, а мальчики в костюмы), головы ребят часто украшают цветы или венки, в руках свечи. После торжественной Мессы и принятия Причастия, а также множества фотографий, семьи отправляются праздновать.